Религия
Места молений

Lorian Moderator [1792]
19 мая 2011, 18:12

АК-МЕЧЕТЬ (Ак-Масит, Белая Мечеть), мусульм. храм, построенный в 1890–99-х гг. Х. Зарифовым и З. Г. Галеевым на ул. Азиатской (см. Елькина улица). Состоит из молитв. дома с михрабом и минарета. Одноэтажное кирпичное оштукатур. здание под вальмовой крышей с металлич. кровлей. Высокие с полукруглым завершением окна в профилированных наличниках. По периметру здания, под многопрофильным карнизом на кронштейнах проходит фриз, декорированный “ширинками”. Михраб – глухая молитв. ниша в стене, обращ. к Мекке – обработан горизонт. рустом, перекрыт граненой конхой. Четырехъярусный, 8-угольный в плане минарет, встроенный в объем мечети, завершен куполом, увенчанным шпилем. Два верх. яруса имеют круговые балконы. Грани минарета выполнены под небольшим уклоном к центру. Для содержания А.-М. в пользу магометанского об-ва Чел. Галеев пожертвовал свой магазин на ул. Сибирской (см. Труда улица), ежегодный доход к-рого составлял 1200 руб. В 1906 при мечети открылась мусульм. библиотека-читальня (см. Библиотека башкирской и татарской литературы), а 16 сент. 1907 – магометанское уч. заведение (мектеб). Т. о., на базе А.-М. сформировался своеобразный религ.-культ. центр, игравший заметную роль в жизни тат.-башк. населения города и края и сохранившийся до наших дней (см. Татаро-башкирский культурный центр). После рев-ции А.-М. перешла в собственность гос-ва и была передана в пользование зарегистрированной общине верующих. В период голода 1921–22 гг. муллой А.-М. С. Ф. Урмановым был организован сбор средств в пользу голодающих, предприняты др. шаги, способствующие взаимодействию мусульм. общины и Сов. власти. Однако процесс по делу т-ва “Иттихад” (лето 1924) сделал подобные контакты невозможными. Товарищество обвинили в том, что согласно законам шариата оно выделяло закят – 1/40 часть своих доходов на содержание мечети и муллы, а Урманов не уплатил налогов с получ. ден. вознаграждения. Товарищество закрыли, муллу приговорили к 4 годам тюрьмы. С тех пор А.-М. была одним из объектов антирелигиозной пропаганды в Чел. Все чаще звучали призывы к закрытию мечети. В таких условиях 24 авг. 1928 сложил с себя обязанности муллы И. Исмагилов, а в нач. 1930 собр. общины А.-М. приняло решение о самороспуске. 21 февр. 1930 окрисполком утвердил закрытие мечети и передал здание под “клуб нацменов”. В годы Вел. Отеч. войны в здание мечети была перевезена значит. часть фондов обл. краеведч. музея (см. Музей краеведческий) и тат.-башк. б-ки. 9 сент. 1942 было принято секретное решение малым составом исполкома горсовета “О передаче здания бывшей мечети в распоряжение общины верующих мусульман”. Однако из-за нехватки помещений для размещения материальных ценностей, находившихся в здании А.-М., решение осталось невыполн. До сер. 80-х гг. здание использовалось для хоз. нужд. Были утеряны купол и часть минарета. После передачи здания А.-М. краеведч. музею первоначальный облик здания был восстановлен. В нем предполагалось разместить Музей народов Юж. Урала, но перестройка изменила отношение гос-ва к религ. конфессиям. 16 авг. 1988 чел. горисполком выступил с ходатайством о разрешении регистрации в Чел. мусульм. общины, а затем, весной 1989, передал здание А.-М. верующим. Ныне А.-М. вновь является религ.-культ. центром Чел. При мечети находится Регион. духовное управление мусульман Чел. обл. во гл. с муфтием Г. Шакаевым. В А.-М. не раз бывал Верх. муфтий, предс. Центр. духовного управления мусульман Шейх-уль-ислам Талгат Таджутдин (1997, 1998, 2000).
---

Размер файла: 61.2 Kб
---
Белая Мечеть.Челябинск.
-------

Назад в тему

Религия
Список форумов
На главную

0.054 сек
SQL: 5