Общение
А знаете ли Вы, что..

Legrand (off) [1578]
15 июля 2012, 20:27

Дизель от Нобеля


В 1859 году Эммануил Нобель объявляет себя банкротом и возвращается в Швецию. В разного рода биографиях причиной этому называют передачу Россией военных заказов после Крымской войны заграничным исполнителям. Жизненный опыт, однако, нашептывает, что здесь все было не так просто. И дело даже не в уходе заказов за рубеж, а в существенном повышении дисциплины военных расходов и изменении их номенклатуры в послевоенное время. Система гособоронзаказа ревизовалась и перестраивалась, и, глядя на нынешнюю практику, мы вполне можем допустить возникновение у Нобелей необходимости в "обрубании хвостов".

Как бы то ни было, дело шведских предпринимателей с отъездом его основателя не только не прекратилось, но, в последующие полвека, достигло сказочных высот, превратившись в значительный по международным меркам интернациональный бизнес.

Главой петербургского дела Нобелей после отъезда отца стал Людвиг Эммануилович Нобель (1831 – 1888). После потери отцовских мастерских, он (оказавшийся, похоже, главным кредитором банкрота – вот неожиданность!) берет в аренду расположенное на Выборгской стороне производство, принадлежащее братьям Ишервудам.

В 1862 году Нобель выкупает предприятие – так появляется "Механический завод Людвиг Нобель" – просуществовавший до 1999 года под именем "Русский дизель", когда он был обанкрочен в виду радикальных изменений конъюнктуры недвижимости на Выборгской стороне.

Это предприятие надолго стало своего рода сердцем индустриальной империи Нобелей.

Так, например, важнейшим направлением работы предприятия стало станкостроение и возникший на его базе инжиниринг. Целые линии для производства тех или иных видов вооружения изготовлялись и поставлялись "под ключ" на Сестрорецкий, Тульский и другие оружейные заводы. Причем, помимо оснащения технологическим железом, Нобели брали на себя и подготовку необходимых для работы с ним кадров! Казалось бы, Нобели оснащали конкурентов – но это не так: привязывая последних к своим технологиям, сами они шли вперед.

Характерна история с государственным Ижевским оружейным заводом (ныне – концерн "Ижмаш", былой производитель автоматов Калашникова и автомобилей "ИЖ"): после освобождения заводских крестьян, наложившегося на упомянутую уже реформу государственного оборонзаказа, правительство пришло к выводу о целесообразности сдачи завода в аренду частным предпринимателям. Одним из арендаторов стал Людвиг Нобель, представленный, однако, через своего многолетнего бизнес-партнера барона П. А. Бильдерлинга – возможно, от арендаторов требовалось русское подданство, которого большая часть Нобелей не имела. Как бы то ни было, техническое перевооружение ижевского завода производила именно компания Людвига Нобеля. Согласно интернет-энциклопедии, арендаторам удалось серьёзно изменить облик завода. Уже к 1873 году было завершено переустройство завода на гораздо больший, чем ранее, выпуск оружия. А с 1874 года Ижевский завод стал называться не только оружейным, но и сталелитейным. В годы аренды получил серьёзное развитие станочный парк, большой шаг вперёд сделала заводская энергетика. Впервые была открыта телеграфная станция, появились телефонные линии, внутризаводской железнодорожный транспорт. Именно в эти годы на заводе (с началом производства берданок) окончательно сложилась специализация труда, обусловленная машинным производством всех частей ружейного механизма. Благодаря этому производство новых ружей возросло с 7000 до 70 000 штук в год, нарастал и выпуск стали. В 1875 году "за содействие и особые труды по устройству в Ижевском Оружейном заводе технической части" Людвиг Нобель был награжден орденом Святой Анны 2 степени.

Вообще, Нобели всегда полагали, что для успешной работы необходимо постоянно присутствовать в различных сферах жизни страны – в результате, они ведут активную меценатскую деятельность, входят в различные консультативные органы, публично высказываются по актуальным проблемам. Так, Людвиг Нобель одним из первых высказывался в пользу введения в России метрической системы. В 1866 году он же стал одним из учредителей, активных участников и масштабных спонсоров Русского Технического общества (РТО), занимавшегося поддержкой перспективных научных исследований. Помимо этого, он с 1869 года финансировал деятельность школы железнодорожных мастеров при РТО, содержал курсы для рабочих "Механического завода "Людвиг Нобель", с 1877 года учредил стипендию имени А. Баранова для Технической школы.

После смерти Людвига Нобеля на средства пайщиков его структур была учреждена научная премия, вручаемая РТО, а также целый букет именных стипендий в различных вузах и училищах страны. Как писал биограф Нобелей Сергей Семенцов, «на протяжении многих лет сын Людвига Нобеля, Эммануэль Людвигович Нобель жертвовал очень крупные суммы в Императорский Институт Экспериментальной медицины (ИИЭМ), по его инициативе его дядя - Альфред Нобель также передал в ИИЭМ в 1892 г. 10 тысяч рублей. Э. Л. Нобель финансово поддерживал Общество содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей "Маяк", Ремесленное училище Цесаревича Николая, Дом презрения и ремесленного образования в Санкт-Петербурге... "За исключительные пожертвования в области науки и среднего образования" в 1909 году получил чин Действительного статского советника, а в 1914 году награжден орденом Св. Станислава 1-й степени. Только в 1899-1910 годах на стипендии учащимся предоставлено более 388 тыс. рублей. На пожертвования семьи Нобель в Технологическом институте были созданы специальная лаборатория, музей и библиотека имени Э. Л. Нобеля. У семьи Нобель, особенно у Э. Л. Нобеля установились деловые отношения с Императорской Академией Наук. Постоянный интерес Э. Л. Нобеля к различным областям научной деятельности, участие в работе научных и научно-технических обществ, финансирование ряда крупных научных институтов и направлений (особенно в химии, нефтехимии, геологии, метрологии и т. д.) обеспечили достаточно тесные контакты с учеными мирового уровня. Среди архивных документов семьи Нобель встречаются материалы, связанные с именами лингвиста А. А. Шахматова, физиолога И. А. Павлова, математика В. А. Стеклова, астронома М. А. Рыкачева, кораблестроителя А. Н. Крылова, геолога А. П. Карпинского и многих других. Показательно, что в доме Нобеля 29 апреля (или 2 мая) 1913 года проведены торжества в честь проходившего в Санкт-Петербурге Съезда Международного Союза Академий наук. На торжествах приняли участие академики, ученые и деятели искусства российской столицы, государственные деятели, министры, банкиры, промышленники».

Выдающимися, по меркам тогдашней России, были и структуры организации быта рабочих предприятий Нобеля – рабочие городки, медицинские и досуговые учреждения. В штате компаний имелись специальные лица – в том числе и члены самой семьи Нобелей, должностные обязанности которых предполагали управление благотворительными проектами и, как бы сейчас сказали, социальной поддержкой персонала.

Однако вернемся к собственно производству. В полной мере выдающимся был вклад Нобелей в развитие русского двигателестроения. Эти достижения выпали прежде всего третьему поколению династии Нобелей – а именно Эммануилу Людвиговичу (1859 – 1932), возглавившему управление заводом на Выборгской стороне после смерти отца. Э. Л Нобель, кстати, принял российское подданство (в 1889 году), однако в 1921 году эмигрировал в Швецию. Но это будет еще не скоро.

В 1898 году он покупает лицензию на производство двигателя внутреннего сгорания конструкции Рудольфа Дизеля. Силами инженеров компании Нобеля дизель усовершенствуется – теперь он способен работать не только на керосине, но и на жидкой нефти – и начинает активно внедряться.

Попутно, впрочем, с использованием всех доступных Нобелям средств пресекаются возможности конкуренции. Так, под давлением Нобеля были прекращены аналогичные работы выдающегося инженера Густава Тринклера, выполнявшиеся на Путиловском заводе и имевшие ощутимую фору перед разработками Нобеля (ради продолжения проекта Тринклеру пришлось надолго уехать в Германию).

В 1899 году было начато серийное производство нобелевских нефтяных дизелей, названных во всем мире "русскими дизелями". В 1903 году на заводе "Людвиг Нобель" были созданы первые в мировой практике судовые дизельные установки, а в 1904 году такая установка была смонтирована на первом в мире теплоходе "Сармат". В 1908 году здесь же была создана установка для первой в мире дизельной подводной лодки "Минога".

Фирме Нобелей принадлежит и приоритет создания энергетической установки первого в мире дизель-электрохода.

В общем, вплоть до начала Первой Мировой войны "Людвиг Нобель" доминировал в мире в качестве изготовителя судовых дизельных установок и имел хорошую долю рынка дизелей прочего назначения – насосных, электрогенераторных и пр. По словам Семенцова: В соответствии с уже сформировавшейся заводской традицией, завод передавал права на серийные выпуски дизелей другим российским предприятиям: Коломенскому заводу (в 1903 году), Николаевскому заводу (в 1907 году), заводу Фельзер в Нижнем Новгороде (в 1910 году), Сормовскому заводу (в 1911 году). С 1911 года дизельные насосы "Механического завода" устанавливаются на ледоколах, на Тульском оружейном заводе, на Морском полигоне, на насосных станциях Санкт-Петербургского, Киевского, Казанского и Владимирского водопроводов, во многих жилых и промышленных зданиях Санкт-Петербурга, других городов России».
-------

Назад в тему

Общение
Список форумов
На главную

0.025 сек
SQL: 3