Общение
Люди.Поколения.Времена.

4u4undra (off) [13611]
8 мая 2019, 14:43

В апреле 1945-го руководители югославской компартии Иосиф Броз Тито, Милован Джилас и другие товарищи пришли к бывшему главе советской миссии в Югославии, генералу Корнееву и попросили его отреагировать на массовые убийства, грабежи и насилия в освобожденной от нацистов стране.

Югославские коммунисты счастливы приветствовать своих спасителей, но вместе со спасением, согласно предоставленным гражданами жалобам принесли: 121 случай изнасилования, из которых 111 были изнасилованиями с убийствами, 1204 случая мародерства с нападениями.

«Мы пригласили Корнеева как товарища, как коммуниста, а он начал кричать», – вспоминает Милован Джилас. «Проблема в том, что наши враги используют это против нас и сопоставляют нападения солдат Красной армии с поведением английских офицеров, которые не участвуют в подобных эксцессах», – пояснил Тито советскому генералу. «Я протестую против оскорбления Красной армии путем сравнения ее с армиями капиталистических стран», – вспылил Корнеев.

О югославском инциденте вспомнили неделю спустя в Москве. Тито и Джиласа привезли к Сталину на дачу. Там на торжественном ужине по случаю подписания договора о дружбе двух стран собралась партийная советская верхушка.

«Сталин налил мне стопку водки и предложил выпить за Красную армию, – продолжает Милован Джилас. – Не поняв сразу его намерения, я высказал пожелание выпить за его здоровье». «Нет-нет, – настаивает вождь, – просто за Красную армию! Как, вы не хотите выпить за Красную армию?».

Затем уже Сталин спросил гостя о югославском инциденте с красноармейцами. «Я объяснил ему, что в мои намерения не входило оскорблять Красную армию, что я лишь хотел привлечь внимание к неправильному поведению ее отдельных представителей и к политическим трудностям, которые это создает для нас».

– Вы, конечно, читали Достоевского? – перебивает Сталин. - Видите, насколько сложная штука человеческая душа, человеческий дух? Тогда представьте себе мужчину, который прошел войну от Сталинграда до Белграда – тысячи километров его собственной опустошенной земли, через трупы своих товарищей и самых близких людей! Как нормально может такой человек реагировать? И что страшного в том, если он развлечется с женщиной после таких ужасов? Вы думали, Красная армия идеальна. А она не идеальна, да и не может быть такой, даже если бы в ней не было определенного процента преступников – мы открыли наши тюрьмы и всех отправили на фронт. Был один интересный случай. Майор военно-воздушных сил развлекался с женщиной, а рыцарь-инженер попробовал ее защитить. Майор вынул пистолет: «Ах ты, тыловой крот!» – и пристрелил инженера-рыцаря. Майора приговорили к смертной казни. Но каким-то образом это дело дошло до меня, я навел справки – у меня есть право главнокомандующего в военное время, – и я освободил майора и отправил его на фронт. Теперь он один из наших героев. Надо понимать солдата. Красная армия не идеальна. Важно то, что она бьет немцев – и бьет их хорошо, а остальное не имеет значения.

Вскоре после возвращения из Москвы, Джилас услышал о более значительном примере сталинского «понимания» греховности военнослужащих Красной армии. «Проходя по Восточной Пруссии, советские солдаты, особенно танковые подразделения, регулярно обстреливали и убивали всех немецких гражданских беженцев – женщин и детей. Сталину об этом доложили и спросили, что делать. Он ответил: «Мы слишком много учим наших солдат; пусть они проявляют инициативу».

...
P.S. Там же на сталинской даче, куда в апреле 1945-го пришла высокая югославская делегация, был произнесен еще один яркий сталинский тост, смысл которого для Милована Джиласа дойдет многим позже.

— Война скоро кончится, через пятнадцать-двадцать лет мы оправимся, а затем — снова.

Полностью:
https://nv.ua/opinion/shok-i-trepet-50020351.html
-------

Назад в тему

Общение
Список форумов
На главную

0.02 сек
SQL: 3