Культура
Философия Востока.

Pilot (off) [1318]
22 мая 2008, 20:52

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА
Изучение тибетской
медицины европейцами
начато около 200 лет тому
назад. В их числе русский
ученый И. Реман, венгр
Кёрёши Чома и многие
другие.
Е.Н. Молодцова пишет, что,
"приступая к изучению
прошлого, мы всегда задаем
ему вопросы - те, что
волнуют нас. По-видимому,
иначе прошлое просто бы
нас не интересовало. .dum. :) И
обращаться с вопросами к
этому прошлому мы
начинаем обычно тогда,
когда связь с ним,
преемственность духовной
традиции разорваны: если
такого разрыва нет, мысль
не делает предметом
интереса свою историю... И
именно разрывом традиции
можно объяснить интерес
современного естественно-
научного мышления к своей
истории, к своим
предыдущим формам, к
иным историческим типам
рациональности,
существовавшим в иных
культурах и эпохах". В
данном же случае речь идет
даже не о разрыве в
преемственности, а об
осмыслении почти
совершенно незнакомой нам
духовной традиции. :)

Каковы же практические
результаты, достигнутые
учеными на этом трудном
пути? Бесспорным успехом
пока можно назвать только
то, что к настоящему
времени оформилось целое
научное направление по
изучению тибетской
медицины. Предпринимаются
попытки интерпретации
тибетской медицины с самых
различных позиций. Однако
буквально на пальцах
можно пересчитать тех
ученых-исследователей,
которые учитывают
собственную позицию
тибетской медицины. И даже
современные авторы -
тибетцы, издающиеся на
европейских языках, не
всегда удерживаются от
соблазна: сравнивают,
например, теорию пяти
махабхут с современными
представлениями о кварках,
глюонах и т.д. Ключевые
понятия тибетской
медицины: ветер, желчь и
слизь - некоторые
современные европейские
исследователи, как правило,
склонны соотносить с
известными им,
выделенными современной
медициной по формальным
признакам системами
организма, такими как
нервная, кровеносная,
нейрогуморальная,
лимфатическая и др. По сути,
это попытка обозначить не
выделяемые европейской
медициной объекты
известными ей понятиями,
соотносящимися с иными
объектами со своим набором
признаков. При таком
подходе объект
исследования попросту
ускользает. Попытки
некоторых тибетских
авторов объяснить
понятные им вещи,
используя термины и
понятия современной
физики, химии, биологии и
т.д., также вряд ли могут
быть признаны
приемлемыми в силу
различия в теоретических
основах между тибетской и
современной европейской
системами медицины и
связанного с этим различия в
содержании терминов, даже
если они иногда на первый
взгляд совпадают по смыслу.
-------

Назад в тему

Культура
Список форумов
На главную

0.018 сек
SQL: 3