Культура
Философия Востока.

Pilot (off) [1318]
22 мая 2008, 21:08

Между тем круг
исследователей,
занимающихся тибетской
медициной, весьма широк.
Это врачи (Ф. Мей-ер, Э.
Финк, Э.Г. Базарон, В.Э.
Назаров-Рыгдылон),
фармацевты (С.М. Николаев),
фармакологи (А.Ф.
Гаммерман, К.Т. Блинова, Ц.А.
Найдакова, Д.Ю. Буткус),
историки (Р.Е. Пубаев, Э.
делл'Анджело), философы
(Н.Ц. Жамбалдагбаев),
физики (Ч.Ц. Цыдыпов),
математики, программисты и
т.д. Среди них редкие работы
лингвистов как-то даже
теряются. И, как правило,
почти каждый
исследователь-нелингвист
пытается интерпретировать
реалии тибетской медицины,
перелагая их в рамки
хорошо известной ему
системы, на привычный ему
язык.
Напомню, что тибетская
медицина сформировалась в
результате сложного
взаимодействия культур. И
каждая из этих культур
обладала в отдельных
деталях только ей присущим
языком. Источники
упоминают о влиянии на
формирование медицинских
концепций в Тибете медицин
Индии, Китая, Непала,
Афганистана, Персии и даже
Греции. Особое влияние на
формирование тибетской
культуры в целом и
медицины в частности
оказала прямо и
опосредованно буддийская
культура с ее специфическим
языком. Она, в свою
очередь, возникла также не
на пустом месте, и язык ее,
кроме только ей внутренне
присущих особенностей,
несет в себе следы
ведийской и брахманической
культур, бонских
реминисценций, культур
Афганистана, Персии,
Бактрии и др.
И все же, приняв в свое лоно
плоды многих культур,
творчески их переработав,
культура Тибета осталась
оригинальной. Так, пять
первоэлементов китайской
медицины тибетская
медицина рассматривает как
частный случай,
вытекающий из ее,
тибетской медицины, общей
теории пяти махабхут и
органически
вписывающийся в нее.
Приняв аюрведческую
методику составления
многокомпонентных
лекарств, тибетские ученые в
корне изменили принципы
их составления. Понятия
"ветер", "желчь" и "слизь"
Аюрведы обретают в
тибетской медицине совсем
иной смысл, обусловленный
ее основополагающими
концепциями. Сам же
концептуальный план
тибетской медицины не
может быть раскрыт без
учета особенностей ее языка,
хотя бы уже потому, что
всякое явление и его
описание имеют в качестве
своего основания единый
источник. И именно по этой
причине обычный для
исследователей тибетской
медицины ход мысли от
частного к общему может
оказаться непродуктивным -
ведь частное современной
медицины вытекает из иного
общего, чем то, которое
признается всеми отраслями
знаний или наук Тибета. Суть
в том, чтобы уметь "отличать
драгоценный камень от того,
каким он, по нашему
мнению, должен быть"
(Сараха). :)
-------

Назад в тему

Культура
Список форумов
На главную

0.023 сек
SQL: 3