Культура
Философия Востока.

Pilot (off) [1318]
22 мая 2008, 21:23

Необходимость иного
подхода становится ясной,
если на проблему посмотреть
с лингвистической точки
зрения. На таком подходе к
изучению текстов тибетской
медицины всегда настаивал
известный востоковед Б.-Д.
Бадараев. Врач с
европейским образованием
Э. Финк первую свою книгу
по тибетской медицине
также посвятила
медицинской терминологии.
Есть и другие примеры.
Описания и переводы
тибетских медицинских
текстов на европейские
языки имеют уже 150-
летнюю традицию, но лишь
в последние десятилетия
появились не вызывающие
споров переводы и
толкования этих текстов теми
переводчиками и
интерпретаторами, которые
не перелагают тибетские
идеи в рамки иных систем.
Вызывающая интерес своей
сложностью работа К.
Корвин-Красинскоговряд ли
может быть отнесена к ним.
Полагаю, что на современном
этапе изучения тибетской
медицины необходимо
различать по меньшей мере
три пласта языка, а также
три уровня содержания
понятий, входящих в язык
текста (группы текстов) в
виде терминов: буквального,
словесного и истинного
смысла. Иначе говоря, речь
идет о наличии
номинативной (ming),
речевой (tshig) и смысловой
(don) функций у слова-знака
(brda yig) (само название
толкового тибетского
словаря Р. Номтоева говорит
о том, что эта тема в
тибетском языкознании
хорошо разработана). Прошу прощения пере вами,но будет немного трудновато. :) Если
же брать текст в целом, в
тибетском языкознании
существуют понятия "план
выражения" (brjod byed) и
"план содержания" (brjod
bya) текста, а также
указывается на возможность
реализации содержания
текста на практике, т.е.
возможность реализации
истинного смысла (nges don)
всего текстового материала.
Такой подход к объекту
исследования не является
чем-то присущим только
тибетскому языковедению.
Язык - универсальное
средство, в котором
наиболее четко заметна
тенденция тибетского
научного мышления
рассматривать мир как
сложную систему
иерархически
организованных ценностей,
имеющую своим основанием
единый источник.

В тибетской традиции этот
источник безошибочно
прослеживается по текстам
класса тантр.

Так, например, в одном из
комментариев на "Гухья-
самаджа-тантру" (не буду составлять таблицу иерархии ,это сложновато...,а цель темы дать общее понятие) мы
обнаруживаем деление всей
реальности на реальность
как таковую (космическое
тело Будды) и реальность,
воспринимаемую как некие
формы, в которых
проявляется Будда ради
блага живых существ
(явленные тела Будды).
-------

Назад в тему

Культура
Список форумов
На главную

0.02 сек
SQL: 3