Религия
Ислам-спасение и милость Аллаhа!

khanif [543]
12 марта 2009, 03:12

Концептуальная природа Шариата

«Шариат» в переводе с арабского означает «прямой путь», «источник». В этом смысле шариат, как свод божественных законов, сравнивается с «прямым путем» или «источником» жизни [1, с.34]. Например, в кораническом стихе «Мы устроили тебя на прямом пути повеления. Следуй же ему...» (45:17/18) словосочетание «прямой путь» в русском переводе соответствует употребленному в арабском оригинале слову «шариат». Корень этого слова «ша-ра-а» употребляется в Коране в значении «узаконивать», «предписывать что-либо» . Отсюда следует, что под «шариатом» в исламской традиции понимают «предписанные Аллахом законы для людей, а в более развернутой трактовке – совокупность основ и основополагающих принципов мировоззрения, политического, социального, экономического и правового свода законов, которые предписаны Аллахом для организации жизни индивида и общества на земле в соответствии с Его волей» Говоря о шариате, надо всегда иметь в виду, что в Исламе, в отличие от христианства, не существует деления жизни на «духовное» и «мирское» или на «светское» и «религиозное». Духовная и светская власти сливаются в Исламе в единое, цельное, неразделимое понятие. Христианский принцип «Кесарю – кесарево, а Богу – богово» категорично отвергается Исламом. Такое единство происходит от исламского вероисповедного монотеистического принципа «таухид», согласно которому единственность и неделимость Бога выражается и во власти, которая не может быть разделена между Богом и человеком. Как пишет советский востоковед М.Б. Пиотровский, «Действительное слияние светского и духовного – один из основных принципов и фундаментальных понятий ислама. В Коране постоянно присутствует и часто подчеркивается один из главных тезисов исламской доктрины о всемогуществе и всевластии Аллаха, неделимость его самого и неделимости его власти» (с.176).
Таким образом, Шариат как божественный закон выступает единственным универсальным регулятором в государстве, глубоко проникая во все сферы отношений человеческого бытия. Здесь проявляется особенный универсализм Ислама, который выступает как органическое единство всего духовного, догматического, правового, морально-этического, философского и традиционного (5, с.209). В этом смысле наш современник, известнейший в исламском мире правовед Абдулькерим Зейдан в числе прочих выделяет три главные особенности шариата как правовой системы:
1) божественность;

2) всеобщность для всего человечества и непреходящая актуальность;

3) универсализм.
Для полного и объективного анализа сущности и природы шариата рассмотрим более подробно вышеназванные особенности.
-------

Назад в тему

Религия
Список форумов
На главную

0.014 сек
SQL: 3