Религия
Ислам-спасение и милость Аллаhа!

khanif [543]
12 марта 2009, 03:18

К рациональной или человеческой части фикха относятся те законы, которые связаны с рациональными механизмами иджтихада и человеческим суждением, анализом, переосмыслением и многовариантным применением в зависимости от времени, места и условий. Эта группа законов не считается частью божественного шариата, расхождение с которым не допускается. Более того, здесь расхождение не только допускается, но и требуется, если оно более обосновано или зиждется на результатах иджтихада, более близких к духу шариата, то есть к духу божественного закона.
Таким образом, разница между шариатом и фикхом состоит в том, что «шариат – это откровение Аллаха, а фикх – это уже результат рационального человеческого процесса, создаваемого в свете божественного откровения» [7, с. 115]. И в этом смысле, если шариат с его ясными предписаниями, общими правилами, однозначными нормами постоянен и не изменяется, то фикх, который отражает наше человеческое понимание и наше «извлечение норм из его источников, изменяется в зависимости от наших человеческих изменений, с точки зрения времени, места и условий» [ 7,с. 115].
Надо сказать, что человеческая, рациональная часть фикха сильно преобладает над божественной частью, поскольку строгих, неизменяемых положений правового характера в Коране и Сунне немного. То есть шариат дает широкое поле для развития и эволюции и представляет собой потенциальный источник права для каждого времени и места. Говоря иными словами, шариат или его божественная сторона (Коран и Сунна) не дает ответы на все вопросы времени и места, но содержит все необходимое для его поиска, которым и занимается его рациональная сторона – фикх [2, с.18].
Тем не менее, ошибочно предполагать, что небожественная, иджтихадно-рациональная сторона фикха полностью лишена религиозной окраски. Фикх в своей совокупности всегда увязывается с божественным началом, поскольку он строится на шариате, его божественных принципах правилах и не выходит за его границы. То есть шариат всегда присутствует в фикхе в его совокупности. И речь идет не о том, что творится в сердцах людей в человеческом правотворчестве в европейском классическом понимании этого термина, а о том, что мусульманский правовед «извлекает» или «строит» норму отталкиваясь от исходных начал божественного откровения.
-------

Назад в тему

Религия
Список форумов
На главную

0.021 сек
SQL: 3