Культура
Памятные даты

Okcu (off) Moderator [1227]
12 мая 2009, 11:53

Основа постигших голландское искусство перемен-в глубоких социальных изменениях всего голландского общества второй половины XVII века. Еще Рембрандт в значительной мере стал жертвой этих событий. Суть их заключалась в следующем. То, что было достигнуто нидерландской революцией в XVI веке, демократические настроения бюргерства- все это перерождается. Бюргеры, которые становятся все более богатыми, начинают с завистью смотреть на аристократию. Они копируют ее, стремясь к той же роскоши в манерах, в одежде, в устройстве своей жизни, в быту. Этот «псевдоаристократизм» становится господствующим стилем эпохи. Уже Николай Мае, некогда ученик Рембрандта и мастер сцен домашнего быта, преобразил претензии бюргерства в элегантный художественный стиль. В дальнейшем его начинания продолжили Тенирс в роли придворного живописца, Франс ван Мирис с его салонной живописью и последовательный подражатель французского искусства Каспар Нетшер. Результатом этого процесса было окончательное проникновение идей французского академизма в голландское искусство.

В 1667 году в Амстердаме поселяется льежский мастер Герард Лересс, получивший впоследствии прозвище «нидерландского Пуссена». Он основывает новое академическое направление в живописи, которое сознательно противопоставляет голландскому реализму. Своими классическими по форме и профессиональными по живописи композициями Лересс добился большого признания. Почувствовав себя классицистом, он сформулировал свою теорию искусства в «Книге об искусстве», изданной в 1707 году в Амстердаме.

Художником, в котором современники усматривали блестящего представителя новой манеры и который соединил элегантный артистизм с лучшими живописными традициями своих старших современников, был Адриан ван дер Верф.

Будучи знаменитым он привлек внимание пфальцграфа Иоанна Вильгельма, который в 1696 году проезжал через Роттердам. Последний заказал художнику свой портрет, а также композицию «Суд Соломона». Исполненные заказы ван дер Верф сам отвез в резиденцию пфальцграфа-Дюссельдорф и имел там колоссальный успех как официальный портретист.

Действительно, портреты-самый удачливый для ван дер Верфа живописный жанр. Свидетельство тому-блестящий автопортрет из амстердамского Рейксмузеума (1699). Художник изобразил себя с палитрой в левой руке и одним из портретов собственного исполнения в правой. Автор демонстрирует свою работу зрителю, как бы говоря: «Посмотрите, как они похожи! Они как живые!» И в самом деле он оживляет свои персонажи. Они сходят с холста, запутываясь в складках одежды своего создателя. Ван дер Верф явно гордится не только своей картиной, но и самим собой. Он изображает себя в позе настоящего маэстро, благородного аристократа (через четыре года после написания этого автопортрета ему действительно даровали дворянство). На шее массивная цепь с медалью, на которой выбит профиль Иоанна Вильгельма- знак монаршей милости.
-------

Назад в тему

Культура
Список форумов
На главную

0.024 сек
SQL: 3