Культура
Памятные даты

Okcu (off) Moderator [1227]
3 июня 2009, 17:05

В отличие от многих модных портретистов его времени, Купер умел передавать индивидуальные черты своих моделей. Его портреты отличает тонкая цветовая гармония, лица тщательно промоделированы, характеры живые и выразительные. Большинство миниатюр выполнено на фоне пейзажа, краски фона приглушены, в то время как лица и костюмы выделяются своим ясным чистым цветом. Купер не любил писать аксессуары, предпочитая сосредоточиваться на характере модели. Однако если ему приходилось по воле заказчика писать пышные наряды, сложные прически-он справлялся с этим с большим блеском. Он одинаково хорошо выполнял мужские и женские портреты и писал свои модели с симпатией и пониманием. Таков портрет архиепископа Кентерберийского-Жилберта Шелдона (1667) или прекрасная миниатюра Джеймса, герцога Йоркского (1661), хранящаяся в музее Виктории и Альберта; замечательна серия миниатюр из коллекции герцога Портлендского. Стоимость миниатюр Купеpa неуклонно росла. Если в 50-х годах портреты Купера стоили 12фунтов, то через двадцать лет Козимо Ш Медичи платил ему уже 150 фунтов, то есть Купер получал за свою работу столысо же, сколько ведущие «большие» живописцы его времени. Единодушное согласие скупой английской аристократии щедро оплачивать труд художника-наиболее ощутимое свидетельство его славы.

Интересно, что репутация Купера-художника ставила его выше всех политических бурь и интриг. И тот факт, что в период Английской республики он работал для Кромвеля и его окружения, не составил препятствия для королевского и придворного покровительства, которое он получил тотчас же после Реставрации.

В 50-е годы Купер создает несколько замечательных портретов Оливера Кромвеля, в том числе его самую известную незаконченную миниатюру начала пятидесятых годов; усталое, волевое лицо Кромвеля передано с редко встречающейся в XVII веке силой реализма. Купер пишет миниатюрные портреты Елизаветы Борчир- жены Кромвеля, его дочерей, сыновей, соратников. Он так занят этой работой, что остальным заказчикам почти невозможно добиться чести позировать ему.

1660 год в Англии-год Реставрации. Король Карл П, сын казненного Карла 1, возвращается в Лондон. Первые его действия-казнь убийц отца, повешение вырытого из могилы тела Кромвеля и... посещение студии Купера.

Карл II был большим любителем живописи. Как и следовало ожидать, Купер пишет бесконечное число его портретов. На знаменитой миниатюре 1665 года король изображен в парадной одежде с орденской лентой и орденом Подвязки. Свои лучшие миниатюры Купер создает в последние двенадцать лет жизни. Карл II производит его в королевские портретисты и назначает ему ежегодное жалованье. Купер пишет миниатюры короля, его многочисленных возлюбленных, их потомство, придворную знать. Количество заказов превышает его возможность справиться с ними и удовлетворить всех желающих.

До недавнего времени были известны лишь два рисунка Купера: набросок Карла II (Виндзор) и рисунок Томаса Алкока (Эшмолен музей,0ксфорд). Несколько лет назад было обнаружено еще четыре великолепных рисунка, позволяющих понять восторги современников Купера, упоминающих его «редкий карандаш», которому, возможно, нет равных в Европе.

До последних дней Купер продолжал работать с неиссякаемой энергией и неослабевающим мастерством-примером тому может служить великолепная миниатюра лорда Шлифор-да, датированная 1672 годом-годом смерти художника.

Имя Купера высоко ценится в Англии и за ее пределами. Англичане считают его самым великим миниатюристом XVII столетия.
Использованы материалы статьи Е.Поляковой.

Самуэл Купер
-------

Назад в тему

Культура
Список форумов
На главную

0.023 сек
SQL: 3