Культура
Памятные даты

Okcu (off) Moderator [1227]
16 июня 2009, 16:24

Шэнь Чжоу выстроил себе простую келью в бамбуковой роще и вел в ней уединенную жизнь философа, наслаждаясь природой, создавая живописные картины и сочиняя лирические стихи. Большинство китайских художников направления вэньжэньхуа известны и как поэты. Умение слагать стихи почиталось в старом Китае непременным условием образованности и тонкого вкуса. Шэнь Чжоу следовал в своих стихах выдающимся поэтам ушедших веков - Бо Цзюй-и, Су Ши, Лу Ю и другим.

Любуясь красотами окружающих гор и рек, художник нередко проводил в созерцании дни и ночи. Обобщенный образ ученого мужа, постигающего в единении с природой загадки бытия и мироздания, Шэнь Чжоу запечатлел в картине «Играющий на цине», хранящейся ныне в музее города Осака в Японии. Художнику несомненно близок его герой, можно сказать, что в какой-то степени это автопортрет самого мастера. Небольшая фигура органично слита с окружающим ее ландшафтом, являясь его равноправной частью, как деревья или скалы. На свободном от изображения пространстве картины Шэнь Чжоу поместил поэтический текст, написанный изящным каллиграфическим почерком:

В руках моих цинь, а в небе луна,
Я трогаю струны, любуясь луной.
Свеж ветерок, и ярка луна,
Я чувствую, словно бессмертен я...
Но время уходит, садится луна,
И в котелке уж остыло вино.

Поэтические надписи - тиба - не редкость в картинах художников-литераторов. Иероглифический текст дополняет и углубляет изображенный сюжет, заставляя свиток играть новыми обертонами смысла.

Нередко Шэнь Чжоу посещали в его уединении друзья. Постепенно вокруг него сложилась известная в истории китайской живописи «школа У», названная так по местности У, расположенной к югу от Янцзы, с центром в городе Сучжоу, где родился Шэнь Чжоу. В XV веке на юге Китая были сосредоточены наиболее значительные художественные силы, и именно Шэнь Чжоу считался одним из первых.

Художники «школы У» и, конечно, «первый среди равных» мастер Шэнь следовали в своем творчестве живописцам периодов Сун и Юань, копируя и создавая вольные парафразы Ма Юаня, Ся Гуя, Ни Цзаня, Ван Мэна и других. В сохранившихся более чем двухстах работах, носящих печать Шэнь Чжоу, можно видеть образцы умелого творческого повторения манеры знаменитых мастеров прошлого. Кстати, далеко не все картины с печатью Шэнь Чжоу написаны им. К старому мастеру, чьи свитки высоко ценились, нередко приходили ученики с просьбой поставить свою печать на их живопись, дабы потом подороже продать ее. И добрый учитель, как гласит предание, никогда не отказывал. Сам Шэнь Чжоу, как истый «художник-интеллектуал», обычно не продавал своих работ, а дарил друзьям и всем любителям живописи, просившим его об этом.

Лучше всего Шэнь Чжоу удавались небольшие альбомные листы и свитки горизонтального формата. В его вертикальных композициях иногда заметно неполное владение пространством и планами разной глубины. Художник практически не писал портретов конкретных людей. Его поэтическое видение полностью раскрывалось в пейзажах. За одухотворенную жизненность образов природы, пробивающуюся сквозь искусные стилизации, китайские историки искусства зачислили Шэнь Чжоу в высший класс живописцев- шэнышнь. Старинная книга о живописи так говорит о нем: «Легкими и раскованными были его картины. Он всегда был прост, хоть и многого достиг».
Использованы материалы статьи Е.Шнейдера
-------

Назад в тему

Культура
Список форумов
На главную

0.019 сек
SQL: 3