Культура
Праздники и фестивали планеты .

Okcu (off) Moderator [1227]
7 июля 2009, 18:30

В некоторых местах , когда приносили дерево и куклу к реке , то прежде снимали с себя венки , которые или прямо бросали в воду , или надевали на куклу. Другие тайно уносили с собой венки и вешали их в сенях для предохранения от бед и напастей . В селениях Подольской и Волынской губерний поселяне , приходя в назначенное место , приносили с собой ветвь вербы , убранной цветами. Эта верба , называемая у них Купайло , утверждалась в землю , вокруг нее ходили и пели купальские песни . После песен девицы становились подле вербы , а мужчины отходили в сторону. Потом вдруг мужчины нападали на девиц , похищали вербу и обрывали ее в клочки.

Зарывание трав на Иванов день производится великоруссами и малоруссами . Поверье о цвете папоротника или кочедыжника , цветущего огненным цветом в Ивановскую ночь , - есть общее в народе. Знахарки отыскивают разрыв - траву , терлич и архилин . О последней говорят , что " она растет при большой реке , срывать ее должно чрез золотую или серебряную гривну , а кто носит на себе , и тот не будет бояться ни дьявола , ни еретика , ни злого человека ". Народ сбирает свои травы : купаленку , медвежье ушко , богатеньку. Эту последнюю траву поселяне Новгородской губернии вешают на стену на имя каждого человека . Чей цвет вянет , тот или умрет , или заболеет на этот год. Тихвинцы и ладожане в истопленную баню приносят веники с травою Иван-да-Марьи и парятся ими на здоровье. В муравьиных кочках отыскивают целебное масло. В садах , под корнем чернобыльника , отыскивают земляной уголь , исцеляющий черную немочь и падучую болезнь . В Малоруссии сбирают : голубые сокирки , красные пахучие васильки , пунцовые черевички , панский мак , желтый зверобой , ноготки , разноцвет , мяту , канупер , колокольчики , полынь . Из этих трав свивают купальский венок , а полынь носят под мышками , в предохранение от обаяния нечистой силы . В Белоруссии есть народное предание о мужике , которому цвет папоротника попал в лапоть. Этот счастливец знал , где закопаны были клады , где лежали деньги ; но он его как-то под хмельком потерял , а с ним исчезло и все знание о кладах .

Народное предание о полете ведьм на Лысую гору известно по всей Руси . Народ твердо уверен , что они в Ивановскую ночь летают на эту гору на помелах . Малоруссы знают , что они слетаются на Чертово Беремище под Киевом. У поляков эта Лысая гора известна под Сендомиром . Белоруссы говорят , что сборище ведьм бывает на горе Шатрии , где могила Альциса и где угощает их чародейка Яусперита . Белоруссы из предосторожности запирают в Ивановскую ночь лошадей , боясь , чтобы на них не поехали ведьмы на Лысую гору. Малоруссы для защиты от ведьм вешают на окнах и порогах дверей жгучую крапиву . Великоруссы думают , что с этой ночи появляются светляки - ивановские червячки . Дети , кладя их на ладонь , говорят : Иванушка , Иванушка ! Полетай за Волгу , там тепленько , а здесь холодненько .

Иван Сахаров
Санкт-Петербург
1837
-------

Назад в тему

Культура
Список форумов
На главную

0.023 сек
SQL: 3