Культура
Памятные даты

Okcu (off) Moderator [1227]
20 июля 2009, 23:21

¤
ОГЮСТЕН ПАЖУ
(1730-1809)

____________
200 лет со дня смерти

¤
Огюстен Пажу родился 19 сентября 1730 года в Париже в семье скульптора-
орнаменталиста Мартена Пажу. Мать Огюстена была дочерью Е. Питиона - теперь
почти забытого парижского скульптора, а крестным отцом мальчика стал Огюстен Гренье
- также скульптор. Подобное окружение и рано проявившаяся
склонность к скульптуре заранее исключали необходимость выбора будущей
профессии. Способностями мальчика заинтересовался хозяин мастерской, где работал
отец Пажу. Так в четырнадцатилетнем возрасте его определили в ателье одаренного
скульптора и талантливого педагога Жана-Батиста Лемуана , работавшего в стиле рококо , умевшего как никто другой , выявлять способности своих учеников. Через четыре года
Огюстен Пажу был принят в королевскую школу избранных учеников, руководимую в те годы
живописцем Карлом Ванлоо . В 1751 году Пажу завершил обучение в школе, получив
право поездки на четыре года в Италию для изучения величайших произведений
искусства прошлых веков.
В Риме Пажу был деятельно занят копированием памятников, отдавая
предпочтение античности. В нем неожиданно проявились яркие способности
рисовальщика. Директор Французской Академии художеств в Риме, Натуар, посылая
регулярные отчеты о работе пенсионеров, писал М. де Мариньи: "Посылаю Вам
несколько рисунков Пажу, сделайте одолжение посмотреть их, мне кажется, что он
делает успехи в этой области, не совсем обычной для скульптора".

Возвращение молодого скульптора в Париж было принято весьма благосклонно. Одна из первых
скульптур, выполненная Пажу дома, - бронзовый бюст его учителя Лемуана . В этом произведении сказался результат итальянских штудий античной скульптуры. Несмотря на то , что Пажу сумел точно передать хорошо знакомые ему черты своего первого наставника , от скульптурного бюста тем не менее веет духом возвышенной античности : фигура обнажена , голова дана в резком повороте , решительный взгляд , откинутые с большого лба волосы . . . при всей характерности модели , образ несколько холоден и отчужден.
Вначале Пажу зарабатывал на жизнь, декорируя церкви и выполняя заказы на
надгробные стелы. Но уже через четыре года после возвращения из Италии он получает звание академика за выставленную на одном из Салонов
мраморную композицию "Плутон с Цербером", находящуюся сейчас в Лувре. Тщательно моделированное обнаженное тело Плутона изображено в энергичном развороте, нога
заложена за ногу , голова решительно повернута в сторону, в
руках он держит массивную цепь , на которой извиваются собачьи головы Цербера.
В этой скульптуре, так же как и в бюсте Лемуана, легко обнаружить влияние античного прототипа. Пажу был одним из первых приверженцев французского
классицизма, получившего позднее название "стиль Людовика XVI".

С 1768 года и до конца жизни Пажу занят выполнением огромного количества
официальных заказов. В течение двух лет он работает по украшению Версальской
оперы, которую король строил по случаю свадьбы наследника и Марии-Антуанетты.
Пажу декорировал церковь Сан-Луи в Версале, работал в Пале-Рояль, Инвалидном
доме, парижском Дворце правосудия, в орлеанской церкви Санте-Круа, в Шато Бельвью
и многих других. Кроме того, он был исполнителем большей части цикла "Знаменитые
люди Франции". Им выполнены статуи Бюффона, Декарта, Бос-сюэ, Паскаля, Тюренна.
Во второй половине XVIII столетия для французской скульптуры было характерно три
варианта изображения человеческой фигуры: в современном костюме, в виде
обнаженного древнего мыслителя и в виде древнего мыслителя в тоге. Мастер,
работая над скульптурами цикла, воспользовался всеми названными вариантами. Так,
его статуя ученого-естествоиспытателя Бюффона несколько холодна,
отвлеченна, перегружена аксессуарами. Луврский портрет этого же ученого более
удачен. Он изображен в современном костюме с излюбленным Пажу решительным
поворотом головы и замечательно проработанным рисунком тонких кружев на
воротнике рубашки.
-------

Назад в тему

Культура
Список форумов
На главную

0.021 сек
SQL: 3