"Всех, кроме пса, в полицию..."
Рекс Стаут "Всех, кроме пса, в полицию..."
Хотя солнечную погоду я безоговорочно предпочитаю ненастной, выходить на улицу приходится, увы, в любую. Так и в этот дождливый вторник у меня было дело и нацепив на плечи чужой плащ, который предстояло отдать владельцу, я покинул дом Ниро Вульфа на Вест стрит 35 Барроу Манхэттен и направился вниз по Гринвич Виллидж к Арбор стрит. По обеим сторонам Арбор стрит тянулись кирпичные дома в основном четырехэтажные. Номер 29 ничем из них не выделялся. Я приблизился к нему, но внутрь не вошел. У подъезда стояла полицейская машина, и страж порядка с важным лицом спрашивал у собравшихся зевак. - Чья это собака? Он, очевидно, имел в виду стоявшее рядом с ним животное с влажной черной шерстью. Я не слышал, чтобы кто-нибудь заявлял свои права на собаку - возможно, потому что в этот момент мое внимание отвлекла подъехавшая машина, из которой вылез мужчина в штатском. Он небрежно кивнул полицейскому и скрылся за дверью дома No 29. Сказать, что я знал этого человека, было бы мало. Присутствие сержанта Пурли Стеббинса недвусмысленно указывало на наличие в доме покойника. Представляю, что последовало бы, попроси я разрешения войти и обменяться плащами с одним типом, который здесь жил и, уходя от Вульфа, прихватил по ошибке мой. Мое появление на месте происшествия пробудило бы самые худшие инстинкты Пурли и я мог запросто не попасть домой к обеду. Когда я проходил мимо полицейского по узкой мостовой он метнул на меня строгий взгляд и спросил: - Это ваша собака? Пес потерся о мое колено. Я остановился, погладил его по влажной черной голове, а затем заверив полицейского что собака не моя двинулся дальше. Порядком отмахав, я вновь заметил ту собаку. Моя рука машинально потянулась к ее голове, но вовремя остановилась. Досадно. Она явно признала во мне друга и судя по всему намеревалась идти за мной. Только я решил отвести пса в общество собаководов, чтобы там по ошейнику установили владельца, как из-за угла налетел смерч и сорвал с меня шляпу. Я не люблю рискованных цирковых номеров, но на эту собаку стоило посмотреть. Она прошмыгнула перед большим грузовиком, смахнув хвостом пыль с бампера, выскочила буквально из-под колес легковой машины искусным маневром ушла от другой и оказалась на противоположной стороне улицы, где выхватила шляпу прямо из-под ног какого-то толстяка. Обратный переход хоть и не сопровождался скрежетом тормозов и руганью водителей, но был таким же впечатляющим. Через минуту она стояла передо мной, гордо подняв голову и виляя хвостом. Шляпа выглядела довольно грязной и мягко выражаясь влажной, но я решил не обижать пса и надел ее. Это решило исход дела. Я подозвал такси, посадил рядом с собой собаку и дал водителю адрес Ниро Вульфа. - Где тебя черти носили? - брюзгливо спросил Вульф. - Мы собирались в шесть начать работать, а сейчас уже четверть седьмого. Его глаза, наконец, оторвались от книги. - Что это? - гробовым голосом произнес он, указывая на моего компаньона. - Собака. - Вижу. Немедленно убери ее! Я не расположен шутить. - Сию минуту сэр. Большую часть времени я могу держать ее у себя в комнате, но она, конечно, будет проходить по лестнице через холл, когда я буду выводить ее гулять. Зовут ее Ниро что, как известно, означает черный. Но если вам не нравится имя можно изменить. Например, Эбен или Джет или Черныш или… - Вздор! - Простите сэр. Я ведь так одинок особенно в те часы которые вы проводите в оранжерее. У вас есть орхидеи, у Фрица - супы из морских черепах у Теодора - его длиннохвостые попугаи. Так почему бы мне не завести собаку? Правда кличку придется, изменить сейчас она зарегистрирована, как Чемпион Ниро из Бантискута. Я ожидал всего, но только не того что произошло. Вульф покинул свое излюбленное кресло и склонился над псом с выражением, которое он никогда не дарил кому-нибудь из человеческих существ, включая меня. - Это лабрадор, - изрек он. - Да сэр. Я считаю, что частный детектив без собаки - уже не детектив. - У Лабрадора - поучительно продолжал Вульф - череп шире чем у любой другой собаки, и мозг крупнее. Похищая это создание, ты учитывал, какие беспорядки повлечет оно в доме? Я узнал кое-что новое об этом большом толстом гении: он бы не возражал против собаки, но только при условии, что ответственность за нее беру на себя я. Таким образом, он останется в стороне и при соответствующем настроении может брюзжать и проявлять недовольство - мною… Я дал задний ход. - Пожалуй, нет. Что ж придется отказаться… - Но я не хочу противоречить твоему желанию, - настаивал Вульф. - Лучше мириться с собакой в доме, чем с твоей кислой физиономией. Откуда пес? Я сел за стол и описал все как можно более подробно. К концу повествования Вульф знал, что Ниро действительно мною похищен, но промолчал. - Назовем его Джет, - произнес он после долгой паузы. Я потянулся к телефону. - Позвоню в общество собаководов, пускай забирают. - Нет. Есть вариант получше. Позвони какому-нибудь приятелю в полицию дай номер ошейника и попроси установить владельца. С ним и свяжешься напрямую. Он тянул время. Могло случиться, что владелец мертв или сидит в тюрьме, или не хочет брать собаку обратно и тогда Вульф сможет оставить ее себе. Не желая спорить, я позвонил знакомому сержанту и тот пообещал сообщить, когда что-нибудь узнает. Вошел Фриц и пригласил нас обедать. Обед был как всегда восхитительным, однако события последующей пары часов оказались не столь приятны. Мы с Вульфом сидели в кабинете над списками любителей орхидеи, когда в десять тридцать раздался дверной звонок. Я прошел в холл включил свет, и, заглянув в глазок, увидел знакомую фигуру инспектора Крамера. Приотворив дверь, я вежливо осведомился: - Ну, чего? - Я хочу видеть Вульфа. - Уже поздно. По какому поводу? - По поводу собаки. Ни один гость, особенно блюститель порядка не может пройти в кабинет без предварительного позволения Вульфа. Но этот случаи казался исключительным. Секунды две я раздумывал, потом широко распахнул дверь и сердечно пригласил: - Заходите. - …Выражаясь точнее - сказал Крамер, во всем любивший ясность и определенность, - информацию я бы хотел получить от Гудвина. - Зачем ты привел его сюда?! - вознегодовал Вульф. За меня ответил Крамер: - По моей просьбе. Я чувствую, что вы замешаны в этом деле. и хочу знать, при чем тут собака. Ну, Гудвин? - Собака? - невинно переспросил я. Губы инспектора сжались. - Хорошо, объясню. Вы звонили в полицейский участок, дали номер и просили выяснить владельца собаки, когда сержант узнал, что владельцем был некий Филипп Кампф, убитый сегодня днем в доме 29 по Арбор-стрит. он сообщил об этом нам, в бригаду по расследованию убийств. Стоявший на посту у дома полисмен доложил: пес ушел за человеком, заявившим, что не имеет на него никаких прав. После звонка из участка полисмену показали вашу фотокарточку, и он вас опознал. Сейчас он ждет в машине. Позвать? - Нет. Спасибо, не настаиваю. - Собака ушла за вами. Я скромно потупил глаза. - За мной ходят собаки, за мной ходят девушки, иногда за мной ходят даже ваши филеры. Что поделаешь… - Не ломайте комедию. Собака принадлежит убитому, а вы увели ее с места преступления. Где она? Тут вмешался Вульф. Его голос был спокоен, но тверд. - Вы обвиняете мистера Гудвина совершенно беспочвенно. Он вовсе не "увел" пса. Рекомендую вам сменить тон. Вульф проявляет снисходительность - чудеса, да и только! - Я знаю одно, - упорно гнул свое Крамер. - Человек по имени Ричард Миган, проживающий в том доме, утверждает, что утром был у вас, и что вы отказались заниматься его делом. - Крамер поскреб подбородок. - Чуть ли не свидетель преступления признает, что обращался к вам!… Дальше. Через полчаса после убийства на месте появляется Гудвин и похищает… Ну, хорошо, и собака уходит с ним. Собака, принадлежавшая жертве! На что это похоже? Кстати, где она? Вульф вздохнул и покачал головой. - В данном случае, - произнес он почти дружелюбно, - вы зря тратите свое время. Что касается мистера Мигана. сегодня утром он позвонил, чтобы договориться о встрече, и пришел в одиннадцать. Разговор у нас получился короткий. Он хотел выследить одного человека, но не успел назвать ни имени, ни каких-то подробностей, только упомянул жену, и я понял, что его трудности - семейного характера. Как вам известно, я не занимаюсь подобными делами. Мой отказ привел его в ярость, и он выскочил из дома, взяв с вешалки по ошибке плащ мистера Гудвина. Продолжай, Арчи. Глаза Крамера переметнулись на меня, и я послушно повиновался. - Я заметил подмену лишь днем - его плащ такого же цвета, только постарее. Звоня утром. Миган назвал адрес, вот я и пошел, а у дома увидел полицейскую машину и толпу. Тут подъехал Пурли Стеббинс, и я предпочел воздержаться от встречи. Погладил пса, который там сшивался, и отправился домой. - Вы звали собаку? - Нет. Я лишь на Девятой авеню заметил, что она идет за мной. Я не похищал и не крал ее. Иначе, скажите, зачем бы мне звонить в полицию и узнавать ее имя? - Не знаю. Если в деле замешаны Вульф или вы, нельзя ни в чем быть уверенным. Где она? - Наверху, в моей комнате. - Приведите ее сюда. Я встал, но тут меня резко окликнул Вульф: - Арчи! Я повернулся. - Да, сэр? - Что за спешка… - Он обратился к Крамеру. - Хотя собака на вид очень разумна, я сомневаюсь, что она может ответить на ваши вопросы. К тому же я не желаю, чтобы она резвилась в моем кабинете. - Я тоже. - Так зачем она здесь нужна? - Я ее забираю. Нам нужно кое-что проверить. Вульф поджал губы - Вряд ли это возможно. Мистер Гудвин, подобрав собаку без хозяина и, предположительно, без крова, взял на себя определенные обязанности и должен их выполнить. Ее придется держать у нас, пока мистер Гудвин не удостоверится в ее будущем благополучии. Разве не так, Арчи? Будь мы одни, я бы, разумеется, высказался, однако присутствие Крамера меня стесняло. - Совершенно верно, - согласился я - Вот видите, - с прискорбием обратился Вульф к инспектору, - собаке придется остаться у нас. - Чепуха. Я забираю пса. - Неужели? У вас есть предписание? Ордер на арест как важного свидетеля? Крамер сначала открыл рот, потом закрыл, сплел пальцы перед собой и подался вперед. - Послушайте. Кампф - человек, которого убили, - жил на Перри, неподалеку от Арбор-стрит. Он пришел в дом No 29, держа свою собаку на поводке, в 5.20 вечера. Дворник Олсен - он живет внизу - в то время смотрел в окно и видел, как десять минут спустя собака выбежала уже без поводка, а вслед за ней появился человек. Его имя - Виктор Таленто, адвокат, хозяин квартиры на втором этаже. Таленто утверждает, что направлялся на деловую встречу и, обнаружив в холле собаку, выгнал ее, приняв за бездомную. Таленто ушел, а собака осталась на улице. Крамер расцепил пальцы и откинулся на спинку кресла. - Еще через двадцать минут Олсен услышал, что кто-то выкрикивает его имя, и вышел в холл. Там были двое - живой и мертвый. Живой - это Росс Шеффи, художник, он снимает студию на пятом этаже. А мертвый - человек, пришедший туда с собакой. Его удавили поводком. Шеффи говорит, что обнаружил труп случайно, когда спускался по лестнице, и ничего больше знать не знает. Он оставался там, пока Олсен ходил звонить. Патрульная машина приехала в 5.58. Сержант Стеббинс - в 6.10. Гудвин - в 6.10. Исключительное совпадение, не правда ли? Вульф хмыкнул. Крамер продолжал: - Поводок лежал у Кампфа в кармане плаща. В лаборатории установили, что Кампфа им и задушили. Все четверо квартиросъемщиков в то время находились у себя: Виктор Таленто, адвокат, второй этаж, Ричард Миган, ваш знакомый, третий этаж. Джером Аланд, актер ночного клуба, четвертый этаж, и Росс Шеффи художник, пятый Аланд утверждает, что спокойно спал, пока мы до него не достучались. Миган говорит, что ничего не слышал и ничего не знает. Крамер вновь наклонился вперед. - Так что же произошло? Кампф пришел к кому-то из этих четверых. Возможно, войдя в дом, он снял поводок с собаки и оставил ее в холле, хотя лично я в этом сомневаюсь. Скорее, собака присутствовала при убийстве. Нам следует отвести пса в дом и посмотреть, к какой двери он подойдет. Что мы сейчас и сделаем. В моей машине сидит проводник. Крамер поднялся. Вульф покачал головой. - Вы упомянули, что мистер Кампф жил на Перри-стрит Вместе с семьей? - Нет. Он - холостяк, писатель, был неплохо обеспечен и мог позволить себе не искать заработка. - Итак, собака осталась без хозяина. Она у тебя, Арчи? - Да, сэр. Я поднялся и направился к двери, однако Вульф остановил меня. - Поднимись к себе в комнату, запри дверь и оставайся там, пока я тебя не позову. Иди! Я вышел. Ничего другого не оставалось: мне еще рано уходить в отставку. Кроме того, Вульф поступал очень мудро, раз уж решил не отдавать собаку. Одно дело, если я физически остановлю Крамера, и совсем другое, если он будет ломиться в запертую дверь. Тяжелый топот Крамера раздался в холле, и хлопнула наружная дверь. Я крикнул: - Все в порядке? - Нет! - Донесся в ответ звериный рык. - Подожди, пока я запру! Вот теперь все. Когда я спустился, Вульф уже сидел в своем кресле за столом. - Хорошенькое дельце! Назло мне притаскиваешь в дом собаку, и вот вам результат! Я сел и спокойно произнес: - Во-первых, кашу заварили вы. И вы же отрезали путь к отступлению, поругавшись с Крамером, когда узнали, что собака осталась без хозяина и, следовательно, ее можно не отдавать… А если завтра полиция явится за ней с предписанием? Он обмяк в кресле и закрыл глаза. - Исходя из информации Крамера, - изрек он, - дело не представляет особой трудности. Я молчал. - Если его быстро закончить, - размышлял он, - интерес к собаке у полиции пропадет. Значит простейший способ решить проблему - найти убийцу мистера Кампфа. Надо немедленно этим заняться. К счастью, у нас есть предлог - ты можешь пойти к Мигану обменяться плащами. Впрочем, тут я целиком полагаюсь на тебя. - Польщен и покорно благодарен - едко бросил я. - Клиента нет, денег нет. Ничего нет кроме собаки с хорошо развитым черепом. Отпустив такси на углу Арбор-стрит, я направился к дому No 29 держа плащ в руке. Дом был погружен во тьму лишь сквозь занавески на втором этаже пробивался свет. Решив не заходить к Виктору Таленто, жившему на втором этаже я прислонился к пожарному гидранту и стал ждать. Не успел я пару раз сменить позу как свет за занавесками погас и из подъезда вышел мужчина. Он искоса взглянул на меня и зашагал по улице. Вряд ли кому-нибудь из обитателей дома позволят сегодня гулять по городу без присмотра. И точно. Едва мои знакомый отошел на тридцать шагов, как из подворотни напротив возникла фигура и направилась вслед за ним. Я неодобрительно покачал головой. Надо было выждать, по меньшей мере, еще шагов десять. Сол Пензер дал бы и двадцать, но Сол - самый лучший "хвост" в мире. Пока я критически наблюдал за событиями, ко мне пришла одна мысль. Ведь Мигана могли задержать в полиции еще на час или на два, а может быть, он уже спит. Во всяком случае мне предоставляется возможность за что-то ухватиться. На следующем перекрестке я догнал своего подопечного и, не обращая внимания на филера, околачивающегося на противоположной стороне, спросил. - Виктор Таленто? - Никаких интервью, - сказал он, не замедляя шага. - Спасибо за комплимент, - ответил я, - но я не из газеты. Меня зовут Арчи Гудвин, я работаю на Ниро Вульфа. Если вы на секунду остановитесь, я покажу вам свои документы. - Меня не интересуют ваши документы. - Ну, хорошо. Если конечно вы вышли подышать свежим воздухом они вас не интересуют. В ином случае… Пожалуйста, не оборачивайтесь, полиция установила за вами слежку. - Очень любопытно, - признал он, не меняя темпа. - Теперь вы выполнили свою норму добрых дел на сутки? - Видите ли, именно сейчас добрые дела творит мистер Вульф исключительно ради практики он расследует убийство. Я подумал, что моя помощь могла бы вызвать у вас взаимное теплое чувство. Если хотите сохранить в тайне цель прогулки, вам мог бы пригодиться совет специалиста. Мы остановились под фонарем, и я вытащил бумажник. - Разумеется, я понимал, что за мной могут следить, - произнес мистер Таленто, - и собирался принять меры предосторожности. Но, к сожалению, у меня нет опыта. На кого работает Вульф? - Не знаю. Он говорит, что нуждается в практике. В свете уличного фонаря я мог хорошенько разглядеть своего собеседника на дюйм ниже меня, чуть постарше, и уже с наметившимся брюшком. - У меня встреча, - сообщил Таленто. Я ждал |