Испанский вариантЮлиан Семенович СЕМЕНОВ Испанский вариант
Бургос, 1938, 6 августа, 6 час. 30 мин.
- Это его машина, - сказал Хаген. - По-моему, у него был "остин", а это "пежо". Нет? - Это его машина, - повторил Хаген, - вчера вечером он схватил машину своей бабы после того, как она сбежала в Лиссабон. Это точно. - Да не волнуйтесь вы так, приятель, - усмехнулся Штирлиц, - если это он, мы его возьмем. А если не он? Хордана устроит нам серьезные неприятности через Риббентропа. Все молодые министры иностранных дел любят поначалу соблюдать протокол: видите, у этого "пежо" дипломатический номер. Хаген высунулся из окна "мерседеса". Он весь замер, наблюдая за тем, как Ян Пальма выскочил из маленькой, выкрашенной в грязно-зеленый цвет машины и бросился к выходу в аэропорт Бургоса. - Это он, - сказал Хаген. - Сейчас вы его узнали? - Узнал. Сейчас узнал, - ответил Штирлиц, закурив. - Но ведь он улетает… Хаген тщательно обгрыз ноготь на мизинце и ответил: - Он не улетит. - Вы неисправимый оптимист… - А вы неисправимый пессимист, штурмбанфюрер, - вдруг широко улыбнулся Хаген, заметив Пальма, выбежавшего из аэровокзала. - Сейчас он полезет в машину и начнет ковыряться в чемодане… - Вы провидец? - Нет. К сожалению. Просто его паспорт сейчас оказался в кармане моего человека. К "мерседесу" подъехал пикап и остановился почти вплотную - с той стороны, где сидел Хаген. Седой старикашка со слезящимися глазами протянул Хагену зеленый паспорт. Хаген, взяв паспорт, дал старикашке пачку денег, и пикап, резко рванув с места, понесся по желто-красной песчаной дороге к горам. - Все, - повторил Хаген, - сейчас он ринется к себе в отель. А по дороге мы его возьмем. - Вдвоем? - Почему? Пикап будет ждать нас за поворотом. В него сядут наши люди. Они подставят этого седого жулика под машину Яна Пальма, и вам не придется улаживать скандал со здешней полицией, если даже он возникнет. - Слушайте, приятель, я не люблю играть втемную. Почему я ничего не знал об этой операции? - Только потому, что вас не было до утра, и Берлин поручил все провести мне… Вместе с вами… - Ох, честолюбец, честолюбец! - проворчал Штирлиц. - Погубит вас честолюбие, Хаген. - Едем, - сказал Хаген, - сейчас он двинет в отель. Хаген оглянулся: из-за ангара, где стояли самолеты легиона "Кондор", медленно выползала тупая морда военного грузовика. - Все, - повторил Хаген и по-мальчишески счастливо засмеялся. - Как по нотам. * * * "Ничего, - думал Ян, выжимая педаль акселератора, - я его оставил в столе. Или на столе. Просто я очень испугался… Не надо так паниковать. Через час будет самолет в Париж. Ничего. Самое главное, постараться быть спокойным. Как вареная телятина. Или как рисовый пудинг. А почему как пудинг?" Ян не успел ответить на этот дурацкий вопрос. Вообще-то в минуты опасности он любил ставить себе дурацкие вопросы и давать на них смешные, но обязательно логические ответы - это давало ему какую-то разрядку. Он не успел ответить себе, потому что пикап, который он обгонял, вдруг резко взял влево, и Пальма затормозил, но пикап по-прежнему тянул влево; раздался хрусткий и тугой удар металла о металл, и Пальма почувствовал, как его машину бросило в кювет… На какое-то мгновение он ослеп, потому что вместо укатанной дороги он увидел красно-бурую, поросшую коричневой травой глыбистую глину, а потом инстинктивно зажмурился, когда серый сук распорол ветровое стекло льдистой пеленой, а после стало тихо… Он не помнил, сколько времени продолжалась тишина. Когда он смог снова соображать и чувствовать, он услышал спокойное урчание мотора и решил, что это была мгновенная галлюцинация, и ничего не случилось, и все будет хорошо, и он открыл глаза. Он увидел совсем другую машину и Хагена, который упирался ему пистолетом в грудь, став на колени на переднем сиденье машины, словно шаловливый мальчишка возле отца, сидевшего за рулем. Только вместо отца сидел штурмбанфюрер Штирлиц, который то и дело поглядывал в зеркальце на Яна. Заметив, что тот открыл глаза, Штирлиц сказал с обычной своей ленивой ухмылкой: - Считайте, что первый тур вы проиграли. Сейчас начинается второй: он сложней, а потому интереснее. Не так ли, Хаген? - Значительно интереснее, - согласился Хаген. - И уберите парабеллум от его груди, - посоветовал Штирлиц, - а то господин Пальма решит, что мы хотим его убить. А ведь мы не собираемся его убивать, не так ли? Машина въехала во двор маленького особняка в горах. Ян знал, что этот особнячок принадлежит политической разведке Гиммлера, куда работники фалангистской сегуридад не имели права доступа… * * * - Начнем с самого начала? - спросил Хаген. - Что вы считаете началом? - спросил Пальма, осторожно потрогав пальцами марлевую наклейку на лбу. - Самым началом я считаю место рождения, дату рождения, имя, - сказал Хаген. - Ну, это неинтересно, - ответил Пальма. - В ваших архивах это все зафиксировано не единожды… - Нам интересно, чтобы вы все это сказали сами, - сказал Штирлиц. - Не волнуясь, обстоятельно, припоминая детали, имена друзей и врагов… - Ян Пальма, гражданин Латвии, рожден 21 мая 1910 года в поместье Клава Пальма, чрезвычайного и полномочного посла Латвии… Если можно, дайте мне таблетку пирамидона, у меня раскалывается голова. - Сейчас я попрошу, - сказал Хаген. - И воды, видимо? - Лучше глоток тинто, самого сухого. - По-моему, в университете у вас красное вино было непопулярно? - спросил Штирлиц, пока Хаген, подойдя к двери, отдавал распоряжение. - Более популярной была красная идеология? - В университете у нас было популярно виски, - ответил Пальма, поморщившись, и снова осторожно потрогал лоб, рассеченный в аварии. - Это активнее, чем вино и даже чем идеология… - Погодите, погодите, - сказал Хаген, садясь верхом на свой стул, - мы рано перешли на университет. А ваша жизнь у отца в Индии? Ваша дружба с йогами? - Он тогда был ребенком, - сказал Штирлиц, - а нас интересует начало его зрелости. А зрелость вам дал университет, нет? - А меня больше интересует, как он угонял наш "мессершмитт" и убил Уго Лерста! - сказал Хаген. - Погодите, дружище, - Штирлиц нахмурился. - Начнем по порядку - с университета. - Все равно. Зрелость, Уго Лерст, университет, ваш "мессершмитт"… Только разговаривать я сейчас не смогу, - тихо сказал Пальма. - Вы хотите заявить протест по поводу похищения? - спросил Хаген. - Я понимаю, что это бесполезно, - ответил Пальма, - просто голова раскалывается. Дайте мне полежать, что ли, пока не пройдет дурнота… - Бросьте вы разыгрывать комедию! - Погодите, Хаген, - сказал Штирлиц. - Он же пепельный совсем… * * * "Небо тогда тоже было пепельным, - подумал Ян, лежа на узенькой софе в комнате без мебели. Окно было зарешечено изнутри и забрано плотными деревянными ставнями снаружи. - Пепельное небо у нас бывает ранней весной или в самом конце зимы… Когда же это было точно? Семнадцатого? Или девятнадцатого? Раньше дата считалась со дня, а теперь время так быстролетно, что от даты нам остается лишь год… Изредка месяц. Но это был март. Или февраль?.." Рига, 1934
Небо и вправду было пепельным. Оно было одного цвета с песчаными дюнами, с морем, и поэтому трудно было догадаться, рассвет сейчас или сумерки. И небольшая вилла тоже казалась пепельной, словно бы рисованной размытой акварелью в манере северонемецких мастеров конца восемнадцатого века, и эта иллюзия ушедшего века была бы абсолютной, если бы в доме не гремел джаз, время от времени разрезавшийся высоким, серебряным звуком горна. Двое выпускников университета - Гэс Петерис и Курт Ванг, сидевшие на застекленной веранде, разглядывали танцующих, отхлебывая пиво из грубых глиняных кружек. - Как лихо оттанцовывает Пальма! - сказал Ванг. - Скотина… - Зачем так грубо? - улыбнулся Петерис. - А я люблю его. - В самом деле? - В самом деле… А ты? - Завидую. Я завидую ему. Но очень добро, без зла. Порой с недоумением. - Почему? - Так… Не интересуется женщинами, а они летят к нему, как мотыльки на огонь; не умеет фехтовать, а выигрывает бои; посещает ваш дискуссионный кружок, а кутит на те деньги, которые ему присылает чрезвычайный и полномочный папа. - Это хорошо или плохо? - Занятно. Вообще-то он может позволять себе оппозиционность. Папа переводит ему столько денег, что не страшно побаловаться оппозицией. - Будь себе на здоровье и ты оппозиционером… - Я не могу. Мне никто не переводит денег. Я должен быть с клубом, а не против него… - Сильные мира сего не всегда состоят в одном клубе, - сказал Ванг. - Клуб против клуба - это не страшно; страшно, когда в клубе сильных появляется отступник. - Ту убежден, что клуб не прощает отступничества? - Конечно. Во всяком случае, я так думаю. - Но ты еще не член нашего клуба, - заметил Ванг. - Я желаю тебе вступить в наш проклятый, скучный и дряхлый клуб как можно скорее. Ты его видишь снаружи, и он кажется тебе прекрасным, а мы рождены в нем и знаем, что он такое изнутри. - Ну и что же он такое изнутри? Объясни мне, плебею, ты - сын министра. - Я не силен в словесной агитации. У тебя крепкие челюсти, ты войдешь в клуб: нашим старикам нужны свежие кадры. К Петерису подошла девушка, опустилась перед ним на колени и сказала: - Повелитель, я больше не могу без вас. - Ну уж и не можешь, - вздохнул Петерис, поднимаясь. - Пошли попляшем, только напомни, как тебя зовут… Он поднялся, и девушка поднялась, и они ушли к танцующим, а к Вангу, появившись из-за шторы, приблизился горбун, прижимавший к груди маленький серебряный горн. - Знаете, - сказал он, - я могу продержать гамму туда и обратно семьдесят три секунды. - Это прекрасно. Молодчина. - Сыграть? - Сыграйте, отчего ж не сыграть. - Сейчас. Я должен постоять минуту с закрытыми глазами и сосредоточиться. Сейчас. И горбун, по-прежнему не открывая глаз, заиграл - серебряно и нежно - тонкую и чистую гамму, и звук, таинственно извлекаемый им из маленького горна, перекрыл рев джаза и пьяные голоса танцующих в холле. …"Как же звали французскую стерву, которая тогда со мной танцевала? - вспоминал Ян, наблюдая, как в тонком солнечном луче, пробивавшемся сквозь ставни, медленно плавала пылинка, похожая на рисунок планеты из учебника астрономии. - Будет совсем смешно, если из-за этой катастрофы у меня отшибет память… Бедный Юстас… Ему сейчас труднее, чем мне. Вообще, самое трудное - это ощущение собственного бессилия. А ту французскую стерву звали, между прочим, по-русски - Надя". - Хорошо бы, - сказала тогда Надя, перестав танцевать, - чтобы этот трубач дудел раздетым. - Он артист, - ответил Ян. - Он замечательный артист. - Какой он артист? Трубач… - Трубач тоже артист. - Ты ничего не понимаешь, - засмеялась Надя. - Артист - это который говорит на сцене, а трубач только делает "ду-ду". Большие легкие - это ведь не талант… Кто-то закричал: - Цыгане, друзья, цыгане! Все бросились в парк. Четыре старые, громоздкие кибитки остановились на асфальтовой дороге, которая пролегла сквозь туманный парк. Цыгане вылезли из своих кибиток. Одеты они были подчеркнуто элегантно: в смокингах, полосатых серых брюках; колдовски растрескивая колоды новых холодных карт, шли они навстречу обитателям старинной виллы, и кто-то из них уже пел гортанную песню, наигрывая на банджо; маленькие девочки танцевали с медлительными повадками старух; и все это показалось тогда Яну Пальма таким же нереальным, рисованным, далеким и зыбким, словно рассветный парк и деревья, смотревшиеся как бы сквозь папиросную бумагу. Девочка лет тринадцати, разглядывая линии на ладони Ванга, который шел вместе с Яном и Петерисом, быстро говорила: - Ах, как много вы повидали любви и несчастья, дружбы и предательства! Вы познали богатство и нужду, вы так много работали в жизни… Пальма не выдержал, захохотал в голос, упал - по-клоунски - на газон, закричал: - Слушайте все! Наш Ванг, тепличный сын министра, много трудился и познал нужду! Петерис обернулся к Пальма и сказал негромко: - Она же работает, зачем ты? - Прости. Ты прав. Прости. Держи, - Ян поднялся и протянул цыганке монету, - это тебе. - Я вам еще не гадала, - ответила девчушка. - Я говорю правду этому господину: я же читаю правду по линиям его руки… - Прости его, - сказал Гэс Петерис, - ты хорошо гадаешь, не сердись на моего друга, просто он очень весел сегодня, он не хотел тебя обидеть… Погадай Вилциню, он ждет… И они пошли по газону: высокий Вилцинь и маленькая цыганка, которая вела его за руку, а вернее даже не за руку, а за указательный палец, и все время забегала вперед, чтобы заглянуть ему в глаза… Петерис долго смотрел вслед ушедшим, а потом обернулся к Вангу: - Куда ты? - Меня определили в министерство иностранных дел - это наша семейная традиция… - А ты, Ян? - Черт его знает. Что у тебя, Петерис? - Я уезжаю в Индию, в консульство, - ответил Петерис. - За рыцарскими шпорами? - Почему бы нет? - Сейчас не дают золотых шпор за выдающиеся заслуги. Только позолоченные. - Меня устроят и позолоченные. - Помогай британцам сажать в тюрьму побольше индусов, и тебе очень скоро выдадут шпоры, которые открывают двери нашего клуба. - Кому-то ведь надо сажать в тюрьму. Своим рождением ты лишен этой необходимости, Ян. - Снова ты ему завидуешь? - спросил Ванг, задумчиво прислушиваясь к цыганской песне. - Слушай, Гэс, - предложил Пальма, - хочешь, я дам тебе рекомендательные письма в Индию, а ты мне взамен пришлешь оттуда хорошо отделенную голову бунтаря, а? - Мне нужны рекомендательные письма, но мои успехи в боксе больше, чем твои, Ян, и если я тебя ударю, ты упадешь… - Не сердись. Я проверял, до какой меры ты подонок. Подонком снова оказался я. Прости. - Ты постоянно на всех наскакиваешь, - задумчиво сказал Петерис. - Не могу понять, чего ты хочешь? - Сам не могу понять, чего я хочу. Только очень хорошо знаю, чего я не хочу. Из дому вышел горбун, протрубил в свой серебряный горн и закричал: - Все ко мне! Маргарет дает сеанс сексуального массажа! Все в дом, все в дом! Выпускники университета, перешучиваясь, неторопливо двинулись к дому, а Пальма пошел к кибиткам цыган: они рассаживались на траве и доставали из баулов завтрак - бутерброды с ветчиной. Старый цыган поднялся, когда к нему подошел Пальма, и сказал: - Вы, верно, против того, чтобы мы здесь перекусили? Но мы недолго, у нас есть приглашение еще в один дом. Это ведь дом господина Пальма? Я не ошибаюсь? - Верно. Ешьте себе… Все пьяны, никому ни до кого нет дела. А Пальма к тому же добрый парень. - Человек, говорящий о господине Пальма "парень", может быть либо еще более богатым, чем он, либо он должен быть его лакеем. - Я - лакей, - хмыкнул Ян, - мы все тут его лакеи… - Вы говорите неправду. Лакей никогда не признается в своей профессии. На железнодорожной станции было пусто. Где-то было включено радио. Диктор читал последние новости: "В Вене на улицах продолжается перестрелка между коммунистами и национал-социалистскими вооруженными отрядами. Есть жертвы среди мирного населения". Пальма долго стучал в окошечко кассы, но никто не отвечал ему: кассир, видимо, спал. На привокзальной площади остановился низкий "роллс-ройс". Из машины вышла молодая женщина. - Не сердись, - сказала она седому человеку, сидевшему за рулем. - Не надо на меня сердиться. - Я не сержусь. Просто я бы очень советовал тебе остаться. - Зачем? Для кого? - Для меня, Мэри… - Это жестоко: делать что-нибудь наперекор себе - даже во имя ближнего. Ты мне сам потом этого не простишь. Неужели тебе приятно быть с человеком, если ты знаешь, что он остается с тобой только из жалости? - Если этот человек ты - мне все равно, Мэри. - Карл, мужчина временами может быть слабым - это порой нравится женщинам, но он не имеет права быть жалким. |