Загадка озера Кара-Нор "Загадка озера Кара-Нор" - написан в конце 20-х годов в Москве по впечатлениям от пребывания в Туве, где автору доводилось встречаться в Саянских горах с бывалыми охотниками и рыбаками, героями рассказа, выведенными под своими именами, подтверждавшими достоверность события. Впервые опубликован в журнале "Всемирный Следопыт", 1929, № 7. Василий Григорьевич Ян. ЗАГАДКА ОЗЕРА КАРА-НОР
1. У ПАРТИЗАНСКОГО КОСТРА
Под деревьями на берегу Енисея горело несколько костров. Вспышки красного пламени озаряли обветренные лица, желтые полушубки, шапки с наушниками. Блестки играли на темных дулах ружей. Партизаны пили баданный чай, пересмеивались, чинили сбрую и одежду. В нескольких шагах от костров было уже темно. Там стремительно неслась бурная и мрачная река. – Эй, гвозди! - хриплый голос покрыл шум разговоров. - Укладывайся на боковую. Парома, видно, не дождаться. Завтра чуть свет начнем плавить лошадей. – Ладно, Турков, дай уздечку справлю. Коли не выдюжит, коня потеряю, - он дикий, монгольский. Из-под лохматой папахи торчал непослушный белокурый завиток. Молодое лицо Кадошникова склонилось над сыромятными ремнями. Ловко работало шило, всучивалась дратва. Рядом на черном изогнутом корне корявого тополя сидел партизан в синей монгольской шубе. На широкой груди, расшитой черным плисом, распласталась рыжая борода. В голубых глазах прыгали искры костра. Заскорузлая пятерня доставала из розового ситцевого мешка сухарные крошки, сыпала в деревянную миску, поливая мутным чаем из прокоптелого жестяного чайника. Огонь костра и тихая ночь располагали к мечтательности. – Ядреная наша страна Урянхай! 1 - говорил, расчесывая пальцами бороду, Колесников. - Сколько землицы и какого только зверя здесь нет. Какая птица! А рыбы всякой в Енисее сколько хошь. – Только достань ее сперва, - буркнул мрачно парень, не отрываясь от уздечки. – И достану! Все крестьянин могит достать, надо только, чтобы смекалка была в черепушке. – А вот достань рыбу из нашего озера Джагатай 2, если рыба-то сверху вниз ушла. – Поглубже невод спустить, дно зачерпнуть... – А если у нашего озера дна нет? – Дна нет? А на чем вода держится? – У нашего озера подземный ход под хребтом Тануолой к другому озеру, что в Монголии. Говорят, что рыба кочует из того озера в это и назад. Буря подымается, воду всколыхнет, рыба к берегу всплывает, мы ее тогда неводами и подтягиваем. А дна у озера нет: сколько ни спускали мы бечеву с камнем, никак не достает, а кто-то вроде как перетирает бечеву. Вроде как зубом. – Это ты, паря, брешешь. Кто же это бечеву будет в озере перетирать? Поди, цепляется за дно. Кадошников поднял ремни в руках, потянул их, зацепив ногой в мягком бродне, и взглянул на рыжего: – А ты не слыхал про черного гада, что сидит в монгольском озере? Колесников закатил глаза к небу и показал белки. – Это, поди, тоже брехня. – Спроси Хаджимукова. Своими зенками видел. Вот он... Эй, Хаджимуков! У соседнего костра стоял высокий партизан, весь зашитый в бараньи шкуры. За спиной болталась винтовка с подогнутой сошкой. – А ежели он видел, почему не притащил на аркане? Коли увидел черного гада, взял бы его живьем и послал в Москву. Пусть видят, какие звери в нашем краю водятся. – Такого подлого гада в Москве кормить не станут. Перетопить его на сало, красноармейцам сапоги мазать. Хаджимуков подошел: глаза раскосые, скулы выдаются, борода жесткая, что из конской гривы. – Что, брат, Кадка рябая? В дорогу ехать, так шорничаешь? – Коня мне Турков такого дал, что узда сразу надвое. А завтра его надо через Енисей плавить. – Поди, утопишь... Чего кликал? – Садись, Хаджимука. Колесников не верит, что ты гада видел, говорит: "Брешет косоглазый". – Я-то не видел? А это что? - и Хаджимуков сунул к носу Колесникова нагайку. К деревянной ручке был прикреплен четырехгранный ремень толщиной в палец. Колесников взял нагайку, пощупал ремень пальцами, попробовал на зуб. Кадошников тоже впился глазами и ткнул ремень шилом. – Это от какого же зверя будет? Неужто от гада? – Сказал - от гада! Это только от сосунка евонного. А с самого гада шкуры не снять, если и всех наших шорников сгомонить. – А и врешь ты! Все вы, абаканские татары, путаники! – Садись! Не серчай! Расскажи толком, - Кадошников схватил за полу владельца диковинной нагайки. - Садись! Кури! - он сунул ему кисет с табаком. Хаджимуков сел к костру и набил табаком длинную самодельную трубку из кизилового сучка. 2. ЗА МОНГОЛЬСКИЙ ХРЕБЕТ
– Помните, прошлым летом, когда отряд Бакича наступал из Монголии, прискакал, как вот и сейчас, гонец от Туркова и поднял всех партизан собираться на белобандитов. "Торопитесь, - говорит. - А то перевалит он хребет, бои пойдут на наших хлебах, поселки пожгет. Какая нам будет корысть? Надо их ухватить, пока они наступают в Монголии, по дороге к нам". Мы, конечно, на коней, у кого коня не было, отобрали у старожилов - марш маршем под хребет. Дальше дорога на Улясутай 3 торная, - поди, каждый из нас туда пробирался. Командиром избрали Кочетова. Он не повел по прямой дороге. "Это, говорит, зря стукнемся им в лоб. Расшибемся об их пулеметы". А повел он наших парней по-за сопками, охотничьими тропами. Главная сила пошла слева от дороги, а нас, человек с десяток, Кочет послал справа, пошарить по сопкам: не замышляет ли Бакич ту же обходную уловку? Вот тут-то и начался переплет. Наш десяток ехал не скопом, а разбился по тропам. Мне с Бабкиным Васькой пришлось переваливать через гору Сары-яш. Сперва мы ехали между отрогами, по ущельям, что елкой да чащей поросли. Потом стали подниматься голым таскылом 4. Там дорога стала идти бомами 5 по-над обрывами. Внизу сажен на десять поблескивал ручей. А кругом него болото, мшаники, бурелом навален - самое медвежье место. Переезжать через такие ручьи - последнее дело: лошади вязнут по брюхо. Мы и подались кверху, к вершинам, где пошли кедрачи. А троп много, потому зверья до черта, всюду видны следы. То вдавилась медвежья треугольная пята, то кусты объедены - лось проходил, то промелькнет между деревьями желтый бок маралухи. Повременить бы там, мы бы без охоты не вернулись. Но нас обчество послало, мы торопим коней, вздымаемся в гору и наконец видим "обо": камни навалены кучей, хворост сверху и цветные тряпочки на ветках. Это монголы и сойоты, как дойдут до самой вершины хребта, камень на "обо" подкидывают - подарок ихнему богу, что гору стережет. Мы обрадовались, что добрались до перевала. Сошли с коней, табачок раскуриваем, а Шарик мой лай поднял в кустах. Как видит, что винтовку беру, - разве его удержишь! Я с ним всегда белковать ходил. Лает Шарик, заливается. Думаю: будь ты неладен! Кто там в кустах хоронится? Только подумал - выходят три сойота. Два бедных, шубы на них рваные, винтовки самодельные, кремневые на вилках. А один похозяйственней, шуба крыта синей талембой 6 и обшита бархатом, на голове шапка с плисовыми отворотами. А винтовка в руках настоящая аглицкая. Мы ничего, честь честью поздоровкались: – Мен-ду! – Мен-ду! Табаком их угостили. Сели они, посмотрели мы ихнюю аглицкую винтовку, а они - наши. Объяснили сперва, что охотятся на горных козлов - дзеренов, а потом признались, что ихний начальник - нойон - послал следить на этот перевал - пойдут ли на Урянхай белые, или кто другой - и донести. Мы им тут набрехали, что нас до страсти много, что за нами сотен пять партизан подтягиваются, и просим растолковать нам дальше дорогу. Тут они нам все и выложили. – На монгольской стороне, - говорят, - за хребтом Тануолой идут щеки, глубокие да узкие, с трясинным дном, где конь наверняка утопнет. Потому надо идти по хребтинам. Из этих щек сбегают ручьи в большую речку Тэс; вьется она, как уж вертлявый, между скалами и вливается в большое озеро - Упса-Нор. Вокруг озера собралось много монголов с баранами, быками и верблюдами. Пришли и урянхи. Там и аулы их, где они помаленьку хлеб подсевают: просо, ячмень, а также арбузы и мак для курева, чтобы обалдеть. Не доходя до Упсы-Нор, повыше к хребтам, тоже есть озеро, но помельче. Раньше около тех озер монголы и урянхи стояли, но только все враз оттуда разбежались... – А почему, - спрашиваю я, - разбежались? – А потому, - говорят, - что там в одном озере большой гад завелся, никто его убить не может: уж больно гад хитер, умнее человека. Все из воды видит, а на берег не лезет. Если бараны или телята пойдут на водопой, то гад схватит за ногу или за морду и утащит под воду. А озеро называется Кара-Нор, значит, Черное озеро, и дна в нем нет, трубой уходит неведомо куда под хребет. Тут мы с Бабкиным переглянулись и подмигиваем. Васька и говорит: – Вот бы, паря, к этой Карьей норе попасть и гада взять на мушку. Я тоже говорю, что медведей я без счета бивал, рысей, лосей, марала, а про гада водяного и не слыхивал. То-то будет разговоров по всему Урянхаю и Абаканской степи, что мы гада подшибли. Тогда сразу собьем славу нашим охотникам - Турову, и Нагибину, и самому Цедрику 7. Расспросили мы еще сойотов, как до Кара-Нора добраться, отдали они нам окорок козла, на огне подкопченный, и тронулись мы с Бабкиным дальше. Тут нас взяло сомнение: зачем сойоты сидели на перевале, не подосланы ли белыми следить за тропами? Бабкин и говорит: – Меня не то беспокоит, а не посылают ли они нас ненароком на Карью нору, потому что там, может быть, этот самый отряд Бакича и засел? Оттого-то монголы во все стороны и разбежались, потому Бакич самый гад и есть, а на озере никакого гада и нет. Все же мы решили ехать на озеро Кара-Нор, - у сойотов тоже, поди, совесть человеческая, к тому же ребята артельные, козлятины нам дали по-хорошему. 3. ОЗЕРО, ОТ КОТОРОГО ВСЕ УБЕГАЮТ
Дня через два мы озеро нашли. Как урянхи говорили: длинное, километров на восемь, вначале узкое, а посередине шириной километра на два. На высоких берегах - осина, березняк и смородинные кусты. Один край берега чистый, засыпан мелкой галькой, хорошо бы с него скотину поить. Мы еще издалека, как его завидели, коней за горой в лощинке привязали, между кустами хоронимся, ползем, скрадываемся, как звери. Тихо на озере. Малость рябит от ветерка. Вода черная, блестящая, как смола. Шарика на ремне держу, и он, чего-то тоже, подлюга, смекает, уши насторожил, не рвется, а глядит вперед и носом поводит - дух, что ли, чует какой. Подобрались ближе. Никого, все тихо. Утки пролетели над озером, снизились, да будто их шибануло, опять поднялись и дальше перелетели. Сели, головки подняли, вертят по сторонам. Будто что их тревожит. Бабкин меня подталкивает: гляди, значит, в оба, чего-то на озере есть! А чего - не видать. Мы на высоком берегу лежим в кустах, а озеро под нами, как в миске. Кругом сопки, на них листвяк, рябины, елки. В монгольскую сторону сопки все ниже, а далеко опять поднялись высокие хребты с таскылами. Те горы Кукей прозываются, высоченные, под самое небо, и на них снег под солнцем блестит. Тут мы видим, будто кто-то в малиннике на том берегу шевелится. Ветки шатаются, а кто - не понять. Бурый бок виден - то ли медведь, то ли бык. Я бы его снял в два счета, да не к чему раньше времени тревогу подымать. Потом кусты затихли, - видно, зверь отошел подальше. Подождали мы маленько, опять поползли вдоль берега. Видим - поляна, мелким щебнем и кругляком усыпана. За ней откос, на нем сосны и под деревьями избенка, низкая, вся в землю ушла, только крыша высунулась, из бревен связанная. Окошечко что глазок, в четверть, чтобы зверь не влез, а винтовку оттуда можно высунуть - и пали! Смотрим - не выйдет ли кто? И вот из избы вылезает на кукорках баба в синей монгольской рубахе. Дверь, видно, тоже махонькая, в шубе едва пролезешь. Вскочила она, в одной руке туесок берестяной, а в другой - топор на зверя. Спустилась по откосу, подбежала к ручью, зачерпнула туеском и бегом назад, кругом оглядывается. Вползла опять на кукорках в сруб и дверкой хлопнула. Бабкин мне шепчет на ухо, сам позеленел и глазами косит: – Верно, здесь медведи табунами ходят, коли баба так в избе прячется и по воду с топором ходит. Кабы зверь наших коней не задрал. Давай шить с этого места! – А ты, что ли, медведей не видал? - говорю. - Сами, кажись, своей охотой сюда зашли. А коли баба здесь, значит, и мужик имеется - без него одна баба хозяйства не заведет ни в жисть! Повременили малость, поползли дальше. Стали петлять, задумали избенку обойти и к тому месту выйти, где в кустах зверь шерепенился. Большой круг мы дали и вышли опять к озеру. Тихое да гладкое, ничего на нем не приметно. Залегли в кустах, малину и белую смородину подъедаем. Глядим: человек спускается между валунов, и совсем голый, как палец. Спекло его на монгольском солнце, так что бурый стал, что ржаной каравай. А волосы на голове стоят копной, что у туранского 8 попа, и борода в лохмах до пояса. Совсем одичал, бедняга. На плече тащит пеструю кабаргу 9 удавленную. Подошел близко к воде, поднял высоко кабаргу, покликал: "Мен-ду, менду!" - да и бросил в воду. По озеру волна пошла, точно большая рыба стаей пронеслась. А из кустов выскочили две собаки, шерсть в клочьях, репьях, и напустились на нас. Храпят, давятся, так и лезут к горлу. 4. ОДИЧАВШИЙ СТАРАТЕЛЬ
Голый человек насторожился и бросился бегом к нам... В руке у него, видим, топор-колун на длинной рукояти. Я встаю и иду открыто к нему, - чего мне бояться: у нас винтовки, а у него топор. А он, как увидел меня, взбеленился и начал крыть почем зря: – Чего вы сюда пришли, острожники? Здесь места меченые, застолбованные. Монгольские правители мне документ выдали. Убирайтесь отсюда, а то я на вас моих гадов посвищу, они вам глотки перегрызут. Смотрю я на него, дивлюсь, а он прыгает на камне, топором машет, кричит, слова сказать не дает. Вся морда шерстью заросла, только серые гляделки словно проколоть хотят. Думаю: где я рыжую башку эту раньше видел? И говорю: – Карлушка Миллер, немецкая душа, не ты ли это? Как сюда попал? Остановился он меня честить, разглядывает, а все поднятый топор держит. – А ты кто такой? И откуда меня знаешь? А тебе я не Карлушка, а Карл Федорович Миллер. – Неужто забыл, Карлушка Федоровна, как мы с тобой на речке Подпорожной 10 золотишко мыли, ничего не намыли, а последнее, что имели, проели? – Теперь я вас припоминаю, геноссэ Хаджимуков. Мы в самом деле на Подпорожной золото мыли, и даже, как честный человек, скажу, что я вам остался должен за полфунта пороха и сто пистонов. Только если вы пришли долг спрашивать, то пороха здесь ближе, чем в Улясутае, не достать. А если хотите золотишком промышлять, так милости просим - откатывайте на другие озера, а здесь все занято, и я никого не пущу. – Полно дурака валять, Карлушка! Мы к тебе с доброй душой пришли, никакого мне долга не надо. Ты только расскажи толком, какие здесь кругом люди живут, показываются ли белые и далеко ли монголы? – Ничего я ни про кого не знаю, - говорит. - Я человеконенавистник. Живу один вместе с медведями, лесом и озером, и очень рад, что не встречаю ни одной человеческой рожи. Люди всегда меня обманывали. Как только найду я где золотую жилу, налетят все, как галки, меня оттеснят, нажиться им поскорее надо. Оттого я и ушел от них в дикие места. До свидания. Ауфидерзэен! – Постой, Карлушка, - говорю, - ведь мы с тобой приятели были, калачи вместе ломали. И хотя ты гостей принять не хочешь, а все же мы против тебя злобы не имеем и вертаем назад. Только ты скажи нам последнее слово: правда ли, что в этом озере гад живет и баранов за морду таскает? – Здесь обитает животное очень древнее, в других местах его больше нет, ишты заврус называется. Других людей и зверей, это верно, он хватает, а мы с ним дружны. Если бы не он, сюда бы народу прикочевало столько, что и меня бы отсюда вытеснили. А я этого гада подкармливаю и через два дня на третий приношу ему кабаргу или другую дохлятину. Для того я в тайге засеки 11 навалил и петли в проходах повесил. – Значит, - говорю, - коли ты это животное кормить не будешь, оно тебя съест? – И вас съест, геноссэ Хаджимуков, если вы в озере купаться вздумаете. Я очень извиняюсь, что больше не могу разговаривать с вами, потому я человеконенавистник... – Не крути, Карлушка, не всех же ты ненавидишь. К примеру, в срубе не твою ли жену мы видели, монголку? – Какое свинячество, что вы могли подглядывать в чужой дом! Фуй, как вам не стыдно! Больше я с вами не разговариваю. До свиданья. Смотрите, если только вы будете близко подходить к моему дому, я буду стрелять картечью. - Тут кликнул Карлушка своих собак и побежал в кусты, волоса по ветру треплются. Овчарки кинулись за ним, и все стихло. Колесников ударил ладонями по коленям, прервал рассказ Хаджимукова: – Дивные дела! Чего только не бывает! А я ведь Карлушку хорошо знаю. Далеко же он от нас подался! Я его давно заприметил, еще когда он на Усу, на Золотой речке, золото мыл. Чудной был немец, вроде у него ум за разум зацепился. В круглой соломенной шляпе ходил, сам ее из камыша сплел. Ученый человек был, - гимназию, говорит, в Риге кончил, латинские слова знал и занятно рассказывал про всякие камни, зверей и звезды. Слух ходил, будто он на родине тещу убил самоваром, - очень она ему досаждала, в семейные дела мешалась. Его на каторгу сослали, и он с другими острожниками строил Усинскую дорогу 12. Оттуда через тайгу к нам прибежал спасаться. Все хвалился, что найдет главную золотую жилу, с которой золотой песок смывается. Возле него и жались разные старатели, думали от него поживиться. А теперь, поди ж ты, в Монголии, у Карьей норы объявился. Не иначе как там золотую жилу раскопал... Ну, Хаджимука, валяй дальше! Что еще с вами было? |