Скрытый текст Всплеск общественного интереса вызвало недавнее заявление адвоката Дагира Хасавова о намерении основать в России шариатские суды. По замыслу юриста, созданием таких судебных учреждений займется создаваемый им "Мусульманский союз". Как заявил Хасавов, шариатские суды в России будут иметь статус третейских. "Пробыв несколько дней в Дагестане, Чечне и Ингушетии, после продолжительных бесед с руководством муфтиятов и отдельными имамами я убедился, что фактически шариатские суды действуют там повсеместно, рассматривая значимые спорные вопросы мусульман: примирение врагов, в том числе кровных, бытовые споры, вопросы, связанные с возможностью женщинывидеть своих детей послеразвода с мужем, примирение после похищения невесты и такдалее", – сообщил адвокат журналистам. По мнению юриста, суды,основанные на религиозных понятиях, должны выйти за пределы Северного Кавказа и распространить свое влияние на мусульман, живущих в других регионах. "Ко мне очень много мусульман обращаются –татарские, кавказские общины. Есть в этом необходимость. Внутри этой общественной организации будет действовать и правозащитный центр", –уточнил Дагир Хасавов. На самом деле резонансная инициатива московского адвоката не такая уж и новаторская. Предложения о созданиинеких судов, основанных на мусульманских кодексах, звучат уже не в первый раз. Пока восстановление средневековых норм происходило в национальных республиках, российскаяобщественность не обращала на это внимания. Проблему заметили, лишь когда замаячила перспектива распространения подобных идей за пределы мусульманских регионов. В 2010 году попытку учредить шариатский суд в Петербурге предприняла организация "Исламскийправозащитный центр"."Суд будет рассматривать морально-этические аспекты жизни мусульман – семейные отношения, например, личностные споры. Разумеется, ни наказания плетьми, ни побивания каменьями по решению суда не будет", – пообещал инициатор проекта, шейх и адвокат Джамалиддин Махмутов. Примечательно, что одними из первых против идеи петербургского шейха выступили представители мусульманского духовенства. "Никаких полномочий на создание шариатского суда Джамалиддин Махмутов не имеет, так как у него нет соответствующего образования и религиозной практики", – прокомментировал тогда ситуацию первый заместитель муфтия Петербурга Равиль Панчеев. Заявление Дагира Хасавова также не встретило понимания у мусульманского духовенства. "Дагир Хасавов путает разные вещи: имамы занимаются примирением сторон в семейных конфликтах, когда к ним за этим обращаются, но к шариатским судам это неимеет никакого отношения. Что же касается общего правопорядка, то для этого есть общие российские суды. Шариатские суды тольконавредят, если вводить их повсеместно", – объяснил председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил-хаджи Бердиев. Реакция священнослужителей не удивительна, так как инициативы основания в Центральной России шариатских судов исходят от людей, имеющих свои политические амбиции. Под вывеской шариатских судов предполагается созданиенеких структур, претендующих на неформальную власть в мусульманских общинах. Инициаторы идеи не устают повторять, что это будут "третейские суды", основанные на принципах добровольности. Но, во-первых, речь идет, по сути, о создании параллельных органов власти, которые могут вытеснить официальныесветские структуры. Во-вторых, есть опасения, что впоследствии неформальная власть этих "органов" может быть значительно расширена — и в этом контексте вполне обоснованными выглядятподозрения, что шариатские суды начнут вершить свой "суд" над теми, кто не признает их власти. И сторонники, и противники шариатских судов апеллируют к мировой практике. Первые напоминают о том, что в Англии третейские шариатские суды работают с 1982 года. В Нидерландах судьям разрешено применять нормы шариата, если они не вступают в противоречиес законами страны. В Бельгии в прошлом году тоже открылся шариатский суд в Антверпене, где проживает большая мусульманская община, –он рассматривает гражданские дела. Главаобъединения судей Норвегии Тур Ландбах предложил передать шариатским советам административные дела о разводах и разделе имущества в мусульманской общине. А министр юстиции федеральной земли Рейнланд-Пфальц в Германии Йохен Хартлофф предложил разрешить применение исламских норм в спорах, касающихся финансов, семейных отношений или наследства. Противники идеи, в своюочередь, напоминают, что в той же Англии десятки шариатских судов располагаются в мечетях и никак не контролируются официальной властью, а сторонники автора"проекта британских исламских эмиратов", шариатского судьи Анжема Шудари обклеивают улицы Британии листовками, в которых перечисляются запреты, действующие"в данной шариатской зоне". В Бельгии недавно был закрыт сайт организацииSharia4Belgium, где было вывешено объявление: "Мы предлагаем королевской семье, парламенту, знатии каждому бельгийцу принять ислам и этим спасти себя от болезненных наказаний в будущем". Более половины жителей Норвегии, опрошенных центром TNS Gallup, заявили, что исламские ценности несовместимы с фундаментальными ценностями норвежского общества. А министр юстиции немецкого Гессена Йорг-Уве Хан дал отповедь своему рейнланд-пфальцскому коллеге, заявив, что правосудием в Германии занимаются светские суды, и дублировать их функции исламскими не имеет смысла. В Европе нарастание тревоги попустительством религиозному экстремизму все чаще происходит из-за случаев, показывающих, что радикалы не остановятся. Несколько лет назад в итальянском Турине получило резонанс происшествие свыходцем из Алжира Фаудом Салихом. Ранее он подозревался в совершении насильственных сексуальных действий в отношении женщин, а затем его нашли в луже крови с отрубленной кистью. Инцидент не привлек бы внимания, если бы не были известны случаи попадания в больницы северной Италии мужчин-мусульман со следами от ударов кнутаи тяжелораненых женщин, побитых камнями. Тогда в Италиивсерьез заговорили о том, что на севере страны действуют нелегальные "суды", которые выносят приговоры, руководствуясь старинными исламскими хадисами. Угроза появления"параллельного" законодательства нависла даже над США, где в отношении личной жизни иммигрантов признается действие законов их родины. Однако в ряде штатов решили обезопасить себя и приняли законы, запрещающие судам руководствоваться иностранным правом. Дальше всех попыталисьпойти жители штата Оклахома, которые большинством голосов на референдуме высказались за поправкук конституции штата, в которой прямо говорилось о "запрете судам рассматривать дела или выносить приговоры на основании шариата". Но такая откровенно неполиткорректная формулировка была запрещена федеральным судом. В России также есть примеры, когда сторонники шариатских судов инициировали"параллельное" законодательство. В частности, недавно оппозиция в Ингушетии предприняла попытку привлечь к шариатскому суду главу республики Юнус-Бека Евкурова по обвинению в фальсификации парламентских выборов. Заявление на имя главы шариатского суда (кади) при муфтияте Ингушетии было подписано десятью членами совета старейшин (мехк-кхела). Однако духовное управление мусульман республики дало отповедь религиозным оппозиционерам. "Мы в очередной раз столкнулись с попыткой вмешать религиозных деятелей в политическую жизнь страны, несмотря на то, что в Основном законе нашей страны однозначно определено, что Россия – светское общество, где религия отделена от государства", – констатировал муфтий Ингушетии Иса Хамхоев и не признал за шариатским органом права судить главу республики. Давным-давно классик предупредил, что люди будут оставаться"глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике", пока не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими заявлениями видеть интересы тех или иных группировок. Очевидно, что если юристы и политики выступают за введение религиозных судов, то они усматривают в этом определенную выгоду. |