ПравилаРегистрацияВход
НАВИГАЦИЯ

Города . . . Легенды . . .

Модераторы: Lorian, Okcu, Grindi
Список форумов » КультураНа страницу 1, 2 
АВТОРСООБЩЕНИЕ
Okcu
Moderator
Avatar
Имя: Оксана
Сейчас нет на сайте
Репутация: 4
Регистрация: 4.07.2008
Всего сообщений: 1275
Откуда: Ростов -на - Дону
24 сентября 2009, 22:29
***
** Легенды Петербурга
*
_
Санкт-Петербург - не старый город, и привидения, в которых тут верят, относительно молоды. Самому "древнему" - Петра I - нет еще и трех веков.
Кстати, легенда о том, что в темную и холодную ночь лучше держаться подальше от статуи "поднявшего Россию на дыбы", родилась не на пустом месте. В полицейских архивах XIX века сохранились записи о трупах с размозженными головами: их подбирали поутру неподалеку от постамента Петра I.
К югу от Летнего сада высится одно из самых загадочных и мрачных сооружений города -Михайловский замок. Его история полна мистики, как, впрочем, и жизнь и смерть его владельца - русского императора Павла I, трагически погибшего в стенах дворца.
В самом конце XVIII века в Петербурге из уст в уста передавали предсказание юродивой, предрекшей императору Павлу Петровичу скорую смерть, добавляя при этом, что жить ему столько лет, сколько букв в изречении над главными воротами Михайловского замка. Надпись та гласила: "Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней". Когда пересчитали буквы, то число их совпало с количеством лет, которые прожил несчастный император.
Считается, что до сих пор ночами по дворцу прогуливается тень убитого императора с горящей свечой в руках, а в гулких помещениях и переходах таинственно поскрипывает паркет, неожиданно и необъяснимо хлопают двери и при полном отсутствии ветра распахиваются форточки. Следуя негласному правилу, современные обитатели замка, сотрудники Русского музея, поворачиваются в ту сторону, откуда доносятся звуки, и тихо произносят: "Доброй ночи, Ваше Величество".
В Эрмитаже сегодня обитает другое знаменитое привидение - призрак Николая I. Полуночники узнают его по прямой осанке, густым эполетам и холодному взору... Говорят, он никогда никому не пытался представиться, но все сразу понимают, что перед ними царственная особа.
Одним из самым жутких питерских призраков считают Софью Перовскую. Раз в год, в марте, на крутом мостике Екатерининского канала появляется молодая женщина с посиневшим от удушья лицом, багровым следом от веревки на шее и белым платочком в руке, которым она подавала сигналы бомбометателям.
Студенты Петербургского государственного Университета рассказывают всем желающим про "свое" привидение. Оно вполне безобидно и является в ясные лунные ночи. Довольно часто его можно встретить за старым сараем, возле филфака, напротив здания Двенадцати коллегий. Поговаривают, что это либо душа Блока, так как рядом находится дом, где родился поэт, либо тень замученного экзаменатором студента.
Другая мистическая история Санкт-Петербурга рассказывает, как однажды архитектор Кокоринов принимал в только что законченном здании Академии художеств императрицу Екатерину Великую, где ее величество испачкала платье о свежеокрашенную стену. Екатерина, конечно, выразила неудовольствие, а незадачливый архитектор в ту же ночь повесился от стыда на чердаке. С тех пор его тень, вооруженная чертежными инструментами, является студентам. И всегда, как утверждают, к несчастью - к несданному экзамену.
Мистический и парадоксальный, город не раз становился не только ареной фантастических событий как в реальной истории, так и в знаменитых литературных произведениях, где события происходят в причудливой, жутковатой обстановке северного города, живущего своей собственной тайной жизнью и диктующего свои правила людям...
Со дня основания города прошло всего три века, а его прошлое до сих пор исполнено загадок и тайн, и сейчас ещё по городу ходят различные предания о загадочных событиях, имевших место на невских берегах в дальнем и близком прошлом...
Okcu
Moderator
Avatar
Имя: Оксана
Сейчас нет на сайте
Репутация: 4
Регистрация: 4.07.2008
Всего сообщений: 1275
Откуда: Ростов -на - Дону
24 сентября 2009, 23:16
Золотая заклепка :

Единственная золотая заклепка в искусственной водной переправе, по легенде, связана с Большеохтинским или, официально, Мостом Петра Великого. Он был открыт в 1911 году, его строительству предшествовало долгое обсуждение. Даже предлагали дешевизны ради перенести на Охту деревянный наплавной Троицкий мост, «пылившийся» без дела после открытия в 1903-м постоянного. Однако все-таки был построен новый по проекту творческого коллектива в составе: инженеров Г. Г. Кривошеина, С. П. Бобровского и Г. П. Передерия, архитектора В. П. Апышкова.
Легенда гласит, что одна из многочисленных заклепок в металлических конструкциях моста изготовлена из чистого золота, но покрашена под цвет металла.
Вероятно, именно этой специфической мелочью можно объяснить затянувшуюся реконструкцию сооружения. Прежде чем заново покрасить мост, рабочим пришлось осмотреть каждую заклепку. Да и теперь, проезжая по Большеохтинскому, можно заметить постоянно что-то чистящих и отмывающих мостостроителей.

¤¤¤

Тайна Юсуповского гроба :

Самым «богатым» на фамильные тайны считается род князей Юсуповых - один из самых древних и знаменитых в Санкт-Петербурге. История рода изобиловала не только прирастающим богатством, но и легендами и проклятиями.
Одно из семейных преданий касалось истории любви княгини из рода Юсуповых и офицера Преображенского полка. Якобы молодой княгиней был увлечен сам император Николай I, но она предпочла безвестного гвардейского офицера, которого знала с юности. Когда тот был арестован за участие в восстании декабристов, княгиня помогла ему бежать из крепости и несколько месяцев прятала его в специальной комнате за стенкой собственной спальни. Неожиданно молодой человек скончался.
Семейное предание гласило, что гроб с телом возлюбленного княгини был спрятан где-то во дворце Юсуповых на Мойке, в одной из многочисленных потайных комнат, и найти его смогут только тогда, когда благополучию рода наступит конец.
В двадцатых годах прошлого века во время перепланировки дворца бригада строителей, взломав очередную кирпичную стену, действительно обнаружила потайную комнату со стоявшим посередине открытым гробом, а в нем мумифицированное тело в полуистлевшем гвардейском зеленом мундире.

¤¤¤

По следу одной поговорки :

Самая долгая погоня отражена в старинной поговорке, бытующей в Санкт-Петербурге не первое столетие. «Дурак умного догоняет, да Исаакий ему мешает».
Как свидетельствовали современники, Петр Великий был кумиром императора Николая I, который стремился ему во всем подражать. Хотя понятно, что «жандарму Европы» до «прорубившего окно в Европу» было как до звезды. После кончины Николая ему был установлен памятник по проекту Монферрана на Исаакиевской площади.
Самая важная часть памятника - конная статуя, выполнена выдающимся ваятелем Клодтом, причем шестиметровая бронзовая группа установлена всего на две точки опоры. Всадник обращен лицом к Неве, и только Исаакиевский собор отделяет его от памятника Петру I.
Молва утверждает, что на другой день после торжественного открытия монумента на передней ноге коня появилась привязанная деревянная табличка с надписью «Не догонишь!».
Okcu
Moderator
Avatar
Имя: Оксана
Сейчас нет на сайте
Репутация: 4
Регистрация: 4.07.2008
Всего сообщений: 1275
Откуда: Ростов -на - Дону
25 сентября 2009, 00:05
Питерский Гаврош

Первым легендарным разведчиком Красной гвардии считается Петя Сацердов. Рассказывают, что накануне Октябрьского восстания Военно-революционному комитету потребовалось разведать систему обороны Зимнего дворца. Известно было, что Зимний охраняют юнкера и женский батальон Бочкаревой (тех, кто входил в этот батальон, так и прозвали - «бочкаревки»).
Для охраны дворца было построено два кольца баррикад: одно - у самого дворца, второе - у Александрийской колонны. Артиллерийские орудия и пулеметные точки находились в глубине второго кольца, практически впритык к стенам Зимнего. Попытки подобраться к орудиям и передать место их точного расположения неоднократно заканчивались провалом. Ни один из посланных на задание разведчиков не вернулся. Тогда председатель Военно-революционного комитета Николай Подвойский решил использовать опыт французских революционеров и послать на разведку «гавроша» - мальчишку.
Выбор пал на Петю Сацердова - рабочего завода «Треугольник». Разведчик блестяще выполнил поставленную перед ним задачу. Он начал с того, что подъехал к первому кольцу оцепления на пожарной бричке и в форме пожарного, якобы для проверки дымоходов, чтобы во дворце не случилось пожара. Мальчишку пропустили через оба кольца, а потом и вовсе не обращали на него никакого внимания. Таким образом, план дислокации орудий к вечеру оказался в Смольном. Хотя имя разведчика упоминали в своих воспоминаниях в середине 70-х годов XX века некоторые участники Октябрьского переворота.

¤¤¤

Загадочный Полтергейст

Первое в Петербурге упоминание о таком загадочном явлении, как полтергейст, относится к 1833 году. Александр Сергеевич Пушкин записал тогда в дневник: «В городе говорят о странном происшествии. В одном из домов, принадлежащих ведомству придворной конюшни, мебели вздумали двигаться и прыгать; дело пошло по начальству. Кн. В. Долгорукий нарядил следствие. Один из чиновников призвал попа, но во время молебна стулья и столы не хотели стоять смирно. Об этом идут разные толки...»
Рассказывали и о более поздних случаях полтергейста. Например, в изданной в Петербурге в 1895 году книге А. Аксакова «Предвестники спиритизма за последние 250 лет. Выдающиеся случаи самопроизвольных медиумических явлений. С 1661г. и переход к экспериментам с 1846 г. Отчет миланской комиссии». Упоминается, что в 1880 году в деревне Ручьи, возле Лесного Корпуса, в доме колониста Бичь домашняя утварь ни за что ни про что набросилась на девушку Пелагею -плескалась вода, гонялась метла, кот был брошен в спину.
Успокоились вещи, когда девушка ушла из дома.
Подобный случай был и непосредственно в Петербурге, в квартире полковника А.Б. В течение 24 лет там происходили непонятные явления: двери хлопали сами собой, раздавались то шаги, то вздохи, то свист, то пение, то звук царапанья мебели, и даже при полном свете виделись человеческие фигуры.

¤¤¤

" Сердечное " захоронение

Самое «сердечное» захоронение находится в Казанском соборе и связано с военной историей России - 16апреля 1813 года в Силезии не стало фельдмаршала Кутузова. Тело забальзамировали, так как полководца решено было похоронить под сводами Казанского собора. Часть же останков в маленьком цинковом гробу была похоронена в Бунцлау, на кладбище Тиллендорф.
Тогда и пошел гулять слух, что Михаил Илларионович сам приказал похоронить свое сердце в Силезии, дабы остаться со своими солдатами. Легенда была столь правдоподобна, что даже в 1913 году Военно-историческое общество рассматривало вопрос о возвращении сердца Кутузова на родину.
Однако гордиев узел разрубила новая советская власть, склонная к материализму, в 1933 году создали специальную комиссию по вскрытию могилы Кутузова. В акте, подписанном официальными лицами и, конечно же, представителем ОГПУ, сказано, что в могиле обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце.

¤¤¤

Вещий сон скульптора

В городском фольклоре сохранилась легенда о необыкновенном сне знаменитого петербургского скульптора В. И. Демут-Малиновского.
В 1827 году скульптор исполнил две колоссальные бронзовые фигуры быков, которые были установлены по сторонам главного входа Скотопригонного двора, построенного за два года до того на углу Царскосельской дороги и Обводного канала.
Монументальные быки, установленные на гранитных постаментах, производили огромное впечатление на петербуржцев. Любил свои произведения и сам скульптор. И вот однажды ему приснилось, что изваянные им быки пришли к нему, своему творцу.
Никто из друзей и знакомых скульптора не мог истолковать ему этот загадочный сон. Демут-Малиновский скончался в 1846 году, так и не разгадав тайну сновидения.
Его похоронили в Александре-Невской лавре. А скульптуры быков продолжали свою самостоятельную жизнь. В 1936 году в Ленинграде, за Средней Рогаткой, был построен новый мясокомбинат, и быков установили здесь.
В 1941 году, когда фронт приблизился вплотную к городу, бронзовых быков, имеющих большую художественную ценность, с помощью трактора перевезли в Лавру, где по плану руководства города должны были закопать всю наиболее ценную городскую скульптуру.
Но до этого, как говорится, не дошли руки, и быки так и остались стоять у ворот в Лавру. Тогда-то и вспомнилась давняя легенда о загадочном сне Демут-Малиновского.
Изваянные им быки пришли-таки к своему создателю и всю войну простояли в нескольких шагах от могилы скульптора.
Okcu
Moderator
Avatar
Имя: Оксана
Сейчас нет на сайте
Репутация: 4
Регистрация: 4.07.2008
Всего сообщений: 1275
Откуда: Ростов -на - Дону
25 сентября 2009, 00:44
Змея из сна Екатерины Первой

Суеверная Екатерина Первая за несколько дней до ареста влюбленного в нее камергера Монса видит во сне, как ее постель покрывается змеями. Одна из них, самая большая, бросается на царицу, обвивает кольцами ее тело и начинает душить.
С большим трудом Екатерине удается самой задушить огромную змею. Тогда и все остальные мелкие змеи скатываются с ее постели. Екатерина истолковала этот сон так: ей будут грозить большие неприятности, но в конце концов она выйдет из них невредимой.
Обстоятельства сложились в пользу такого толкования. Петр Первый простил свою жену, однако с присущей ему жестокостью. как говорят, нарочно возил впечатлительную Екатерину мимо отрубленной и выставленной на показ головы камергера.
Еще раз с пророческим сном Екатерина I встретилась в конце своего короткого царствования. Накануне смерти ей приснилось, что она, в окружении придворных, сидит за столом. Вдруг появляется тень Петра в древнеримском одеянии и манит к себе жену.
Она послушно идет к нему, и они вместе уносятся под облака. Императрица бросает взор на землю и видит там своих детей, окруженных толпою, состоящей из представителей всех наций огромной России.
Все они шумно спорят. Согласно ее собственному толкованию, Екатерине предстояло скоро умереть. После ее смерти в государстве начнутся смуты.
То ли сон оказался вещим, то ли легенда о сне Екатерины появилась позже, но события последующих лет подтвердили правильность его толкования.

¤¤¤

Легенда названия города
... "Здесь быть городу!"
Происходило это якобы на том самом месте, где сейчас стоит Петропавловская крепость, после чего, веря в блестящее будущее своего детища, Петр присвоил ему собственное имя.
На самом деле город возник менее помпезно, и, по свидетельству многочисленных исследователей, Петр даже не присутствовал при его закладке.
Более того, народная вера в то, что город назван в честь царя-труженика, также не имеет ничего общего с истиной.
Петр Алексеевич Романов родился 29 июня 1672 года в день святых Петра и Павла.
Назвать крепость в честь своего небесного покровителя Петр I хотел еще задолго до основания города. Причем, крепость эта должна была стать ключевой, стоящей у морских ворот Росси, так как св. Петру по христианским преданиям отводилась роль привратника и ключаря небесного.
И в 1703 году в дельте Невы он основал крепость в честь святого Петра. Но в сознании каждого жителя Санкт-Петербург навсегда останется городом, названным в честь величайшего из самодержцев России.
Нужно отметить, что называть крепость следует совсем не «Петропавловкой», как это делает большинство жителей города, а Санкт-Петербургской крепостью.
В первые 200 лет существования города во всех царских Указах, во всех документах всегда писалось: Санкт-Петербургская крепость, однако в XX веке город трижды менял имя и крепость тоже его сменила, ее начали называть Петропавловской. А потом и вовсе - Петропавловкой.

¤¤¤

Легенды имён - Яков Брюс

Долгое время жила в народе легенда о Якове Брюсе -одном из ближайших соратников Петра I, "маге, чародее и чернокнижнике", как его называли в петровском Петербурге.
Брюс умер через десять лет после смерти своего великого государя. Однако фольклор, пренебрегая этим историческим фактом, утверждает, что перед кончиной Брюс вручил Петру склянку с чудотворной водой.
Если царь, сказал Брюс, пожелает его оживить, пусть вспрыснет его труп этой водой. Прошло несколько лет, и Петр вспомнил о завещанной склянке.
Он велел вскрыть могилу Брюса. Присутствовавшие при вскрытии с ужасом увидели, что покойник лежит как живой, и у него даже выросли длинные волосы на голове и борода.
Якобы, царь был так поражен, что велел скорее зарыть могилу, а склянку с живой водой тут же разбил.

¤¤¤

Княжна Тараканова

В семидесятых годах XVIII века в одном из мрачных казематов Петропавловской крепости секретно содержалась дочь императрицы Елизаветы Петровны от тайного брака с фельдмаршалом графом Алексеем Разумовским -княжна Тараканова.
Претендентка на русский престол путём предательства и обмана была привезена из Италии в Россию графом Алексеем Орловым.
10 сентября 1777 года во время одного из петербургских наводнений она погибла в своём каменном заточении, затопленная водами разбушевавшейся Невы.
Удивительная судьба была уготована этой легенде. Окутанная туманом неразгаданной тайны, овеянная романтическими догадками, каждая из которых претендовала на истину, она переходила из поколения в поколение.
Почти через сто лет после событий, изложенных в ней, появилась картина П. Флавицкого, изображавшая смерть княжны Таракановой во время наводнения.
По времени это совпало с относительной либерализацией русского общества. Читающая Россия заинтересованно следила, как в печати всплывали из небытия всё новые и новые факты и вымыслы, лёгшие в основу легенды.
Стало известно, что однажды в Париже действительно появилась молодая красивая авантюристка, объявившая себя дочерью Елизаветы Петровны и, следовательно, законной наследницей русского престола.
Поддержанная политическими силами, враждебными России, самозванка становилась опасной. По поручению Екатерины II граф Алексей Орлов увлёк молодую женщину, а потом с помощью клятв и обещаний заманил её в Россию и... сдал властям.
Жестоко обманутая красавица, заточённая в Петропавловскую крепость, к тому времени ещё и беременная от Орлова, доведённая до отчаяния постоянными допросами, нечеловеческими условиями и сознанием безысходности положения, приобрела чахотку и умерла за два года до известного наводнения.
Okcu
Moderator
Avatar
Имя: Оксана
Сейчас нет на сайте
Репутация: 4
Регистрация: 4.07.2008
Всего сообщений: 1275
Откуда: Ростов -на - Дону
30 сентября 2009, 16:43
Джакомо Кваренги

Каждое утро , направляясь к строящемуся Смольному институту, Джакомо Кваренги останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шапку и, обращая голову к куполам Растреллиевского собора, восклицал: "Вот это храм!"
Исполнив этот ритуал, неторопливо проходил мимо. Во второй половине XVIII века в петербургской архитектуре на смену барокко с его культом декоративности и пластической изощренности приходит классицизм с идеями сдержанного античного благородства и величия форм, чистоты и функциональной ясности фасадов.
В такие переходные эпохи отношения между сторонниками противоположных направлений в искусстве обострялись до степени личной неприязни. Тем более, что смена стилей драматически сказывалась на судьбах архитекторов и их творений, которые часто перестраивались в угоду моде.
К чести петербургского зодчества, его лучшие представители, насколько это было возможно в условиях социального заказа, подобной практике противостояли.
Их высочайшая внутренняя культура, врождённый такт и тонкое понимание всеобщих законов красоты позволили не только сохранить величайшие образцы барочной архитектуры, но и умело включить их в классические ансамбли.
Во многом благодаря этому Петербург воспринимается как город классический, несмотря на преобладающее большинство в нём зданий иных школ, стилей и направлений.
А его лучшие ансамбли, как правило, - итог творческого сосуществования различных архитекторов.
Так, только в формировании такого цельного ансамбля, как Дворцовая площадь, участвовали пять архитекторов - Растрелли, Росси, Захаров, Брюллов и Монферран, художественные пристрастия которых весьма расходились как во времени, так и в пространстве.
Архитектором, внёсшим значительный вклад в создание этой доброй традиции, был и Джакомо Кваренги (1744-1817), которым только в Петербурге и его окрестностях было построено около тридцати зданий.
И если ритуал снятия шляпы всего лишь легенда, то можно привести фактический пример уважительного отношения Кваренги к ведущему архитектору петербургского барокко - Растрелли.
Планируя Смольный институт, Кваренги разместил его на несколько метров позади линии фасадов Смольного монастыря, как бы уступая первенство своему великому предшественнику.

¤¤¤

Смерть Петра Первого
Во время наводнения Пётр I одним из первых бросился на помощь терпящим бедствие жителям Петербурга. Его лодка появлялась то на одной, то на другой затопленной улице города.
Однажды при спасении гибнущих моряков лодка перевернулась. Простудившись в ледяной воде, Пётр I заболел и через несколько дней умер.
Но героизация личности Петра началась задолго до его кончины.
Она направлялась сверху и находила безоговорочную поддержку в низах. Смерть великого преобразователя России только ускорила и усилила этот процесс, породив многочисленные мифы и легенды, в том числе легенду о смерти его от простуды.
Последнее наводнение, постигшее Петербург при жизни его основателя, началось 12 ноября 1724 года. Уровень воды не поднялся выше отметки в 200сантиметров, хотя и этот уровень считался в XVIII веке очень высоким, так как достаточно было 40 сантиметров подъёма, чтобы Нева вышла из берегов.
Для сравнения скажем, что этот уровень за счёт устройства набережных, укрепления берегов и культурного слоя в XIX веке равнялся 80-ти сантиметрам, а в XX - уже 145-ти.
Пётр, как впрочем всегда, когда находился в Петербурге, принимал активное участие в спасении пострадавших. Возможно, что факт, изложенный в легенде, имел место в действительности.
Однако к тому времени Петр уже давно и безнадёжно болел. Ещё в 1714 году медики считали его тяжело больным человеком. У него был испорчен желудок, опухали ноги, часто случались приливы крови к голове «отчасти вследствие несоблюдения диетических правил и неумеренного употребления горячих напитков».
Умер Пётр Великий 25 января 1725 года от почечной недостаточности - уремии.
13 февраля его похоронили в Петропавловском соборе, ставшем с тех пор усыпальницей российских императоров.

¤¤¤

Кораблик и шпиль

Прообразом караблика, венчающего шпиль Адмиралтейства, был первый русский военный коробль "Орел", построенный царем Алексеем Мхайловичем.
Все три флага на мачтах кораблика выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части корабля хранится личная буссоль Петра I.
Действительно, что-то должно было служить моделью, образом, или хотя бы воспоминанием при создании знаменитого кораблика. Его вместе с "яблоком" в 1719 году установил на шпиле Герман ван Болес.
Это была первая перестройка Адмиралтейства, возведенного в 1704 году по собственноручным чертежам Петра I.
Затем будет перестройка, предпринятая И. Коробовым в 1723 году и А Захаровым в 1829. Однако ни тот ни другой не посягнули на блестящую находку "шпицного и плотницкого мастера" ван Болеса.
Кораблик с тех пор превратился в наиболее иэвестную эмблему города, в его символ. И уже в то время началось вокруг него мифотворчество, потому что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на "шпице" Адмиралтейства не имел.
В поисках истины заглянули в допетровскую историю. Оказывается, тишайший царь Алексей Михайлович построил в 1668 году первый русский военный корабль "Орел".
Размеры его были невелики -чуть более двадцати метров в длинну и шесть с половиной в ширину. На нем впервые был поднят русский морской флаг. "Орел" строился на Оке и первое свое плавание совершил по Волге от села Деденёво до Астрахани.
Okcu
Moderator
Avatar
Имя: Оксана
Сейчас нет на сайте
Репутация: 4
Регистрация: 4.07.2008
Всего сообщений: 1275
Откуда: Ростов -на - Дону
30 сентября 2009, 16:55
Однако там был захвачен отрядом Степана Разина и сожжен. Сохранилось изображение этого "прадедушки русского флота", сделанное неким голланцем.
И, пожалуй, некоторое сходство рисунка с корабликом на шпиле Адмиралтейства действительно есть.
В 1886 году при очередном ремонте Адмиралтейской иглы кораблик был снят и помещен в военно-морской музей, а на его место помещена точная копия.
А о самой 122-метровой Адмиралтейской игле петербуржцы также расскажут вам множество историй.
Одни будут уверять вас, что внутри позолоченного шара (или, как его еще любовно называют жители города, "яблока") находится круглая кубышка из чистого золота, и в кубышке будто бы сложены образцы всех золотых монет, отчеканенных с момента основания Петербурга.
Только вот тайна секретного поворота, открывающего кубышку, безвозвратно утеряна.
Другие будут утверждать, что никаких монет там нет, зато все три флага на мачтах кораблика уж точно сделаны из червонного золота, а в его носовой части спрятана личная шкатулка Петра I.
Шар действительно полый и хранит в себе шкатулку, но совсем не золотую.
В ней находятся сообщения обо всех ремонтах иглы и кораблика, имена мастеров, участвовавших в работах, несколько петербургских газет XIX века, ленинградские газеты и документы о капитальных ремонтах 1929, 1977 и 1999 годов. Среди прочих свидетельств нашего времени там лежит "Послание к потомкам", оставленное современными рабочими.

¤¤¤

Город на болоте...

Эта легенда гласит, что территория Петербурга до основания города представляла собой необжитую пустыню с болотистой почвой.
На самом деле это не так. На территории исторического центра современного Санкт-Петербурга существовало около 40 поселений, причем многие из них существовали еще задолго до прихода на эти берега шведов. Крепости и дворцы, церкви и мануфактуры будущего Петербурга строились на уже обжитых местах.
На месте Адмиралтейства в XVI веке находилось безымянное шведское поселение, в устье Фонтанки -деревня Каллила, впоследствии русифицированная в Калинку, на месте Инженерного замка -мыза майора Канау с ухоженным обширным садом, волею Петра превращенным в Летний сад, в районе Смольного - село Спасское.
Чуть дальше от центра современного города располагались поселения Сабирино и Одинцово, Кухарево и Максимово, Волково и Купчино...
И только гигантский размах строительства и стремительность возникновения новой столицы породили легенду о пустыне на месте Санкт-Петербурга.

¤¤¤

Васильевский остров

«В давние времена на острове проживал рыбак Василий со своей женой Василисой. От них и пошло название острова».
«При Петре I на западной оконечности острова находилось укрепление, которым командовал капитан-артиллерист Василий Корчмин. Посылая к нему приказы и распоряжения, Петр снабжал их лаконичной надписью: «К Василию на остров». Так постепенно он и стал называться Васильевым островом».
«К тому времени, как возник Петербург, название острова уже существовало. Оно упоминается еще в 1500 году в переписной окладной книге Водской пятины великого Новгорода. В то же время остров имел и другое, финское название - Лосиный (Хирви-саари)».
Первоначально именно здесь Петр I предполагал создать центр города. В 1716 году при его участии Доменико Трезини разрабатывает первый генеральный план строительства Петербурга, согласно которому на Васильевском острове предполагается сформировать прямоугольную сетку улиц-каналов, огромный общественный сад, две площади, выстроенные государственными и общественными зданиями, гавань на восточной оконечности и небывалые оборонительные сооружения по периметру. В последующих планах различных архитекторов варьировались незначительные детали, но оставалась неизменной однажды захватившая Петра идея кварталов, прорезанных каналами на манер Амстердама или Венеции.
Строительство на острове в XVIII веке отличалось крайней неравномерностью. Напуганные оторванностью и изолированностью от города, обыватели неохотно селились среди диких болотистых лесов острова. Только в 1727 году наладилась более или менее устойчивая связь с островом по наплавному Исаакиевскому мосту. Заметно активизировалось строительство после перевода Морского порта на восточную оконечность острова. Начал формироваться всемирно известный ансамбль Стрелки. В середине XIX века Морской торговый порт перевели на Гутуевский остров, а строительство на Васильевском острове изменило свой характер: стали появляться промышленные предприятия и, как следствие, убогие рабочие поселки, матросские казармы, домики мелких чиновников, питейные заведения, склады, дровяные сараи. И только знаменитый парадный ансамбль Стрелки выдает замысел Петра -превратить Васильевский остров в центр города.

¤¤¤
cockatrice
Avatar
Имя: Сашок
Сейчас нет на сайте
Репутация: 0
Регистрация: 22.07.2008
Всего сообщений: 288
Откуда: Украина
1 октября 2009, 02:08
Мистика ет конечно .roll. Зато очень познавательно и интересно. Почему только о питере?
Okcu
Moderator
Avatar
Имя: Оксана
Сейчас нет на сайте
Репутация: 4
Регистрация: 4.07.2008
Всего сообщений: 1275
Откуда: Ростов -на - Дону
1 октября 2009, 14:32
cockatrice, будет и о других городах . Со временем . А начала с Питера , потому что мой друг там живет. И он мне рассказал эти истории про свой любимый город . А мне захотелось поделиться с вами .
Okcu
Moderator
Avatar
Имя: Оксана
Сейчас нет на сайте
Репутация: 4
Регистрация: 4.07.2008
Всего сообщений: 1275
Откуда: Ростов -на - Дону
3 октября 2009, 13:43
Легенда о Ксении Блаженной

В центре Смоленского кладбища стоит небольшая часовня Ксении Блаженной, возведенная на ее могиле. Ксения Блаженная считается одной из покровительниц Петербурга.
Ксения жила в 18 веке, в богатой семье. После смерти мужа она продала свое имущество, раздала все деньги бедным и посвятила жизнь служению Богу. Согласно легенде, Ксения помогала строить городские церкви: она была уже немолода и слаба, но все равно каждую ночь приходила на место строительства церкви и собирала кирпичи для будущей постройки. Говорят, Ксения начала творить чудеса и помогать людям, особенно женщинам, еще при жизни.
После смерти Ксении, ее могила стала настоящим местом паломничества. Люди приходили просить у Ксении заступничества и помощи. Они верили, что часовня Ксении Блаженной - чудодейственное место. Для того чтобы Ксения услышала просьбу, нужно написать ее на бумажке, оставить у часовни и зажечь свечу в память о святой. Многие утверждают, что их желания сбываются.
Неизвестно, действительно ли Часовня на Смоленском кладбище - столь чудодейственное место, однако вокруг него всегда горят свечи и белеют многочисленные листочки бумаги.

¤¤¤

До сих пор Поцелуев мост считается местом свиданий влюбленных. Так повелось, якобы, с давних пор. Отсюда и название, тем более символично, что этот мост не разводится.
На самом деле своим названием Поцелуев мост обязан не целующимся влюбленным, а трактиру с названием "Поцелуй", располагавшемуся на левом берегу Мойки на углу Никольской улицы в собственном доме купца Поцелуева.

¤¤¤

Улица Бармалеева на Петроградской стороне названа по имени страшного разбойника-людоеда из сказки Корнея Чуковского "Айболит".
Все было с "точностью до наоборот". К. И. Чуковский бродил по городу в начале 20-х годов с художником М. И. Добужинским, и они натолкнулись на улицу со столь странным названием. Конечно, оба начали фантазировать - так родился африканский разбойник Бармалей. Добужинский тут же нарисовал его портрет, а Чуковский позже придумал стихи.
В русском языке есть слово "бармолить" - говорить невнятно. Может быть, слово "бармалей" было прозвищем человека, потом стало его фамилией? Отсюда и название улицы, где он, скорее всего, был землевладельцем.

¤¤¤

Легенды и мифы Эрмитажа

Существует множество легенд, связанных с самым известным музеем России. Часть этих легенд касается потайных подземных ходов, которые якобы соединяют здания Эрмитажа с другими зданиями Петербурга. Среди зданий, с которыми Эрмитаж может быть связан подземными ходами, чаще других упоминается Главный штаб, Капелла и особняк М. Кшесинской, в котором сегодня находится Музей политической истории России. Еще больше историй рассказывают о всевозможных потайных дверях и коридорах внутри зданий Эрмитажа и о маленьких тайниках-сейфах в стенах.
Не забыты и призраки живших в Зимнем дворце императоров и их приближенных: если верить некоторым сотрудникам музея, они время от времени, чаще всего вечером, когда в залах уже нет посетителей, якобы попадаются им на глаза, а по ночам иногда задевают включенную сигнализацию.
Рассказывают различные легендарные истории и об экспонатах Эрмитажа. Множество слухов, например, ходило о деревянной фигуре Петра I - так называемой "Восковой персоне", сделанной европейскими и российскими мастерами после смерти императора. Многие видевшие ее люди рассказывали, что деревянный Петр у них на глазах вставал, кланялся, а потом указывал пальцем на дверь, выпроваживая незваного гостя вон. В 20 веке реставраторы, разбиравшие фигуру на части, обнаружили, что в ней действительно есть шарниры, благодаря которым ее можно было ставить или сажать в кресло.
Однако никакого механизма, позволявшего фигуре самостоятельно двигаться, в "Восковой персоне" нет. Тем не менее, миф о том, что когда-то деревянный царь мог вставать, а, возможно, делает это и теперь, продолжает существовать: есть даже люди, утверждающие, что работники Эрмитажа "по старой дружбе" давали им посмотреть, как это происходит.

Другая история связана со скандально-известной картиной К. Малевича "Черный квадрат". С тех пор как Эрмитаж приобрел эту картину, посетители не устают рассказывать об исходящей от нее "темной" или "негативной" энергии. Кому-то перед картиной становится плохо, кто-то, наоборот, приходит от нее в сильное возбуждение. Самих сотрудников музея "Черный квадрат" нисколько не беспокоит, а среди членов студенческого и школьного клубов особым шиком считается подойти к картине и, глядя в нее, как в зеркало, поправить прическу.

¤¤¤

Александровская колонна

Идея установки памятника в честь победы России над Наполеоном с благодарственной надписью в адрес императора Александра I возникла ещё при его царствовании. Александр эту идею не поддержал.
В 1819 году, когда Карл Росси проектировал здание Главного Штаба, он разрабатывал и проект благоустройства всей прилегающей к нему территории. Дворцовую площадь зодчий планировал украсить большим обелиском.
Проект монумента был принят только при Николае I в 1829 году. Работа была поручена не Росси, а Огюсту Монферрану. Интересно, что Монферраном к этому времени уже был создан проект памятника-обелиска, посвящённого убитым в сражении под Лейпцигом. Этот проект был использован архитектором при создании Александровской колонны.
При укреплении основания для колонны рабочие наткнулись на сваи, которые были здесь забиты ещё по проекту Ф.Б. Растрелли для проектируемого здесь им памятника Петру I.
Okcu
Moderator
Avatar
Имя: Оксана
Сейчас нет на сайте
Репутация: 4
Регистрация: 4.07.2008
Всего сообщений: 1275
Откуда: Ростов -на - Дону
5 октября 2009, 23:27
Три месяца в грунт забивали шестиметровые сваи. Затем на них положили гранитные блоки толщиной в пол метра. При закладке фундамента стоял сильный мороз. В цементный раствор Монферран добавлял водку для лучшего схватывания. В центр фундамента была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и в 140 метрах от арки здания Главного Штаба.
Александровская колонна выполнена из красного гранита обработанного близ Выборга. Там же где в это время высекались колонны для Исаакиевского собора. По легенде, монолит предполагалось использовать именно для строительства собора. Но получив монолит более длинный чем необходимо, было принято решение о его использовании на Дворцовой площади. На самом деле, эту колонну высекали по специальному заказу для памятника. До Санкт-Петербурга её доставили на специальном судне которое буксировали два парохода. Установили её 30 августа 1832 года на постамент всего за 1 час 45 минут, участвовали в этом 2400 солдат. При этом на Дворцовой площади присутствовало более 10 000человек, специально приезжали иностранные гости.

Колонна не врыта в землю и не укреплена на фундаменте. Она держится только за счёт точного расчёта и своего веса. Это самая высокая в мире триумфальная колонна. Её вес более 600 тон, высота -47,5 метров.
На вершине колонны расположена скульптура ангела работы скульптора Б. Орловского. Лицу ангела он придал черты Александра I, что было сделано по требованию Николая I.
На барельефе со стороны здания Главного Штаба изображена фигура Победы, заносящая в книгу Истории памятные даты: «1812, 1813, 1814». Со стороны Зимнего дворца - две крылатые фигуры с надписью: «Александру I благодарная Россия». С двух других сторон на барельефах изображены фигуры Справедливости, Мудрости, Милосердия и Изобилия. Барельефы были выполнены художниками Скотти, Соловьёвым, Брюлло, Марковым, Тверским.
Торжественное открытие памятника состоялось 30 августа 1834 года.
В первое время после установки колонны многие дамы боялись находиться рядом с ней, предполагая что она может в любой момент упасть. Кареты часто объезжали площадь по периметру.
В 1841 году на колонне появились трещины. К 1861 году они стали настолько заметными, что Александр II учредил комитет для их исследования. Комитет пришёл к выводу что трещины в граните имелись изначально, но были заделаны мастикой. В 1862 году трещины были заделаны портландским цементом. Наверху остались обрывки цепей, которые использовали для ежегодного подъёма на колонну с целью её осмотра.
В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар, однако когда он подлетал к ней на необходимое расстояние тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили. Немного позднее появился план заменить ангела на фигуру В.И. Ленина. Однако и это не было реализовано.

Распространено неофициальное название памятника - Александрийский столп. Это название было дано колонне Александром Сергеевичем Пушкиным.
Список форумов » КультураНа страницу 1, 2 След.
  
Страница 1 из 2
Часовой пояс: GMT + 4
Мобильный портал, Profi © 2005-2016
Время генерации страницы: 0.073 сек
Общая загрузка процессора: 4%
SQL-запросов: 4
Rambler's Top100