Культура
Япония

Okcu (off) Moderator [1227]
9 марта 2009, 01:27

До XVI века , когда острова Японского архипелага были нанесены на карту португальскими мореплавателями , Европа и не подозревала о существовании Страны восходящего солнца. Впрочем , "открытие" Японии оказалось кратковременным : уже в начале XVII столетия немногочисленные европейцы были изгнаны с островов , а сама Япония вступила в период "блистательной изоляции", замкнувшись в собственных границах. Лишь с наступлением эпохи Мэйдзи Япония снова сделалась "доступной" для остального мира ; в этот период и началось изучение японской культуры , продолжающееся по сей день. Весьма своеобычная , абсолютно не впитывающаюся в привычный европейский контекст , эта традиция в восприятии европейцев встала в один ряд с не менее "экзотическими" и "чужеродными" традициями Индии и Китая ; на основе европейской интерпретации этих традиций ( с присовокуплением тибетской ) сложилось столь популярное до сих пор представление о сказочном Востоке, бесконечно ином , бесконечно древнем и мудром , несущем "свет истины" погрязшему в алчности и бездуховности евроатлантическому сообществу.
-------
Okcu (off) Moderator [1227]
9 марта 2009, 01:45

Но в этом ряду "азиатских львов" Япония стояла и продолжает стоять особняком. Позаимствовав в IV веке из Китая через Корею письменность и ряд обычаев , страна Ямато ( древнее название Японии ) в дальнейшем следовала своему собственному пути , уже ни на кого не ориентируясь - наоборот ,сама создавая ориентиры для других. Не в последнюю очередь это связано с изолированным , островным положением Японии : водная преграда затрудняла все потенциальные влияния географических соседей. В сочетании же с искусственными преградами экономическому и культурному взаимодействию в период "блистательной изоляции "географическая отдаленность Японии привела к возникновению того самого феномена ,который сегодня довольно расплывчато именуется "японским менталитетом". Одним из проявлений этого феномена является японская мифология - уникальная система мифологического мировоззрения. Как писал видный отечественный японист В.Н.Горегляд , "географическое положение страны и стечение исторических обстоятельств предохранили японские мифы от подавляющего влияния китайских идей. Странный , ни на что не похожий мир открывается перед нами".
-------
Finik (off) [348]
9 марта 2009, 04:25

Между прочим, сословный строй в Японии весьма напоминает европейский. А в Китае вообще никаких сословий не было.
-------
Okcu (off) Moderator [1227]
9 марта 2009, 07:14

В III в. в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации привилегированной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн. Рабские формы эксплуатации, способствовавшие укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати, не получили, однако, широкого распространения. Географические условия Японии, ее островное положение, гористость местности сковывали их развитие. Здесь нельзя было при примитивных орудиях труда создать крупные латифундии (поскольку поливное рисоводство требовало интенсивного труда крестьянина на небольшом участке земли), а также добыть за счет военных походов достаточное количество рабов.
Не последнюю роль играло и особое влияние высокоразвитой китайской цивилизации, с ее традиционной социально-экономической структурой и государственной системой, а также религиями: буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государства. Говоря о сильном религиозном влиянии Китая, следует отметить, что из двух китайских религий (конфуцианства и буддизма) влияние конфуцианства было поверхностным. Оно не пустило глубоких корней в Японии по сравнению с легко усвояемым буддизмом, так как здесь ко времени его проникновения не сформировалось достаточно образованного слоя религиозных идеологов, способных внедрить его философские догматы в массы.
-------
Okcu (off) Moderator [1227]
9 марта 2009, 07:17

С IV в. в Японии формируются племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже большую часть территории страны.
На усиление процессов социального расслоения в VI в. и формирование государственного аппарата в Японии большое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появляется первый законодательный документ, первая декларация царей Ямато - Конституция Сётоку, или Закон из 17 статей (604 год), определивший принципы государственного управления.
Будучи не столько политико-правовыми положениями, сколько религиозной и этической основой таких положений, Закон из 17статей ратует за согласие, гармонию, служение общему, а не личному всех японцев. При этом прямо закрепляется их неравенство, особо выделяется правитель, далее вельможи и простой народ. Правитель рассматривается в качестве единого суверена, вельможи - его чиновников, а народ - подчиняющейся им массы людей (ст. 15).
-------
Okcu (off) Moderator [1227]
9 марта 2009, 07:18

Основой порядка провозглашается "всеобщий закон" (ст. 4, 5), а государь -его выразителем, который имеет право в качестве такового требовать от своих чиновников беспрекословного подчинения. "Если высшие приказывают, - гласит ст. 3, -то низшие должны подчиняться". В Законе осуждается клановая междуусобица, частное владение землей, провозглашается государственная собственность на землю и государственные подати земледельцев.
Междуусобная борьба помешала созданию в это время эффективно действующей центральной власти, которая утверждается лишь после очередной клановой победы -переворота Тайка (645 год).
Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом "Тайхо рё". Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. На основе последовавшего за этим введения надельной системы земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность.
-------
Okcu (off) Moderator [1227]
9 марта 2009, 07:19

Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рёминов) по числу едоков. Рабы также получали надел, равный трети надела свободного. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: ренту (подать) зерном, налог изделиями ремесла и трудовую повинность, продолжительностью до ста и более дней в году.
Введение надельной системы в Японии не означало, однако, уравнительного передела земли. Значительная часть земель переходила в руки чиновничества (пополнявшегося за счет той же знати) в качестве служебных должностных наделов, размеры которых зависели от должности и ранга. Некоторые земли знать получала в пожизненное пользование, иногда с правом перехода земли по наследству по прямой линии, от одного до трех поколений.
Надельная система оказалась экономически неэффективной и недолговечной в Японии. Рамки ее применения с самого начала ограничивались, областями, примыкающими к столице, нарушались сроки переделов земель, которые сопровождались злоупотреблениями чиновничества и пр. Ее основы все более подтачивал рост частного землевладения клановой феодализирующейся знати, которому не могла противостоять слабая центральная власть.
-------
Okcu (off) Moderator [1227]
9 марта 2009, 07:19

Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы. Периодические переделы земли фактически прекратились в Х в., когда на смену надельной системе приходит среднее частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслуги, службу и пр. Образование частновладельческих поместий сопровождалось постепенным превращением надельных крестьян в феодально-зависимых.
Новая поместная система смела все преграды на пути создания крупного феодального землевладения, а следовательно, и политической раздробленности страны с неизбежными междуусобными войнами, стимулирующими развитие отношений покровительства, господства и подчинения, вассально-ленных связей. Ряды нарождающегося феодального класса стали пополняться за счет дружинников правителей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы.
-------
Okcu (off) Moderator [1227]
9 марта 2009, 07:20

Этот слой воинов-профессионалов, пополнявшийся мелкими землевладельцами, искавшими покровительства усильных помещиков, превратился со временем в замкнутое сословие самураев (буси), со своим кодексом чести, основанным на жестком требовании верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь.
С Х в. в Японии начинает, таким образом, утверждаться столь необычная для Востока феодальная организация землевладения вместе с широким развитием мелкокрестьянского хозяйства, что и определяет сходство японского и западного средневековья.
Этому способствовал ряд факторов. Прежде всего, на пути создания феодальных форм собственности в Японии, в отличие от Китая, не встало всесильное государство со своими контрольно-регулирующими функциями, так как здесь не сложились ни влиятельная конфуцианская элита, ни сильный многочисленный корпус чиновников-администраторов вместе с эффективно воспроизводящей чиновничество конкурсно-экзаменационной системой.
Сказалось и традиционное засилье крупных клановых групп, ослаблявших центр, не выпускавших из своих рук бразды правления.
-------
Okcu (off) Moderator [1227]
9 марта 2009, 07:21

Могущество клановых феодальных домов, опиравшихся на собственную военную силу верных самураев, стало главной причиной длительной раздробленности страны^ неэффективности попыток первых двух сегунов ("великих полководцев") в XII и XIV вв. объединить ее. Усиление центральной власти при опоре на военную силу произошло лишь в период третьего сёгуната Токугавы (начало XVII - первая половина XIX в.).
Длительная раздробленность в свою очередь тормозила социально-экономическое развитие Японии. Почти безраздельное господство феодальных отношений просуществовало в этой стране вплоть до середины XIX в., до революционных, буржуазных по своему характеру перемен в эпоху, получившую название "реставрации Мэйдзи'".
Сословно-классовая структура. В Японии, как и в Китае, в связи с выделением родовой аристократии, появлением рабов и других категорий зависимого населения складывается деление на два социальных слоя: "добрых" и "подлых" людей, каждый из которых состоял из нескольких социальных групп. Границы между ними были в достаточной мере подвижны.
-------

Ответить на тему

стр. 1,2,3 ... 13,14,15 След.

стр.  

Культура
Список форумов
На главную

Последние темы

Регистрация
Вход

0.02 сек
SQL: 4