ПравилаРегистрацияВход
НАВИГАЦИЯ

Семенов Юлиан - Дунечка и Никита.

Архив файлов » Библиотека » Собрания сочинений » Юлиан Семёнов

Дунечка и Никита

Семенов Юлиан Семенович
Дунечка и Никита

    Юлиан Семенович СЕМЕНОВ
    ДУНЕЧКА И НИКИТА
    - Идиоты, - сказал Никита. - Пустите, спать хочу.
    Он лежал на кровати одетый. Он лег под утро, потому что всю ночь просидел над книжками по актерскому мастерству. Голову он накрыл подушкой, чтобы не слышать шума с улицы. Улица просыпалась рано. Дворник сонно переругивался с милиционером и громко шаркал метелкой по сухому тротуару. В доме напротив, на втором этаже, в третьем окне слева, мальчик в очках садился за рояль по утрам и наяривал гаммы. Никита часто разглядывал его в бинокль. У очкастого мальчика были короткие пальцы и веснушчатый нос. Никита его ненавидел.
    Степанов снова тронул Никиту за плечо.
    - Ну? - спросил Никита из-под подушки. - Чего?
    - Вставай.
    - Гады вы все. Мучаете человека.
    - Мы привели Дуню, - сказал Степанов.
    Никита сбросил подушку, сел на кровати и стал тереть лицо. Он тер лицо обстоятельно, разминая мышцы по системе йогов.
    - Все-таки да? - спросил он.
    - Что я могу поделать?
    - Когда?
    - Назначили на десять утра.
    - Кто судья?
    - Черт его знает. У тебя нет ничего выпить?
    - Нет, потому что пить нехорошо, если сражаешься или когда пишешь. Так, кажется, у Папы... А я сегодня сражаюсь. Ну-ка, стань. Колоссальный прием... Протяни левую. Захватываю у кисти, понял? Рывок на себя, ногу вперед с резким выбросом - и ты в партере.
    - Я, милый, на галерке.
    - Слушай, у меня сегодня зачет по драке, а может, еще консультация по мастерству. Что я стану делать с Дунькой?
    - Нам ее не с кем оставить.
    - А как ее будут делить?
    - Отстань, а?
    - В холодильнике есть прекрасный квас. Хочешь? Могу выдать.
    - Я хочу выпить.
    - У тебя, кстати, деньги есть?
    - Есть.
    - Одолжи десятку.
    - На.
    - До, ре, ми, фа, соль, ля, си, мне спасибо, вам мерси, - сказал Никита и пошел в ту комнату, где Надя сидела с Дунечкой.
    - Здорово, сестреночка, - бодро сказал Никита и поцеловал Надю. Племяшечка, привет.
    - А я сегодня весь день с тобой буду, - сказала Дуня.
    - Мешать станешь?
    - Конечно.
    - Выдеру.
    - Меня драть нельзя, я нервная.
    - Вы оба понимаете, что творите? - спросил Никита. - Может, отложите ваш бракоразводный про...
    - Никита! - Надя показала глазами на Дуню.
    - Ничего, говорите, я вас не буду слушать, - сказала Дунечка и приложила пальцы к ушам, - я вместо этого смотреть буду.
    - Пожалуйста, не отпускай ее ни на шаг, - сказала Надя, - нам просто не с кем ее оставить, понимаешь? Никого нет, кроме тебя.
    - Мама вернется послезавтра...
    - Я не виновата, что все это назначили на сегодня.
    Дунечка пошла в ту комнату, где у окна сидел Степанов. Она шла, подпрыгивая на носочках.
    - Смотри, - сказала она, остановившись возле двери. - Я умею на самых кончиках, как балерина.
    - Ах ты рыбонька моя, - сказала Надя и вышла на кухню.
    Никита пошел следом за ней.
    - Еще ж не поздно, - сказал он. - Ты ведь любишь его.
    - Я его ненавижу.
    - Он тебя любит.
    - Он негодяй, я его видеть не могу.
    - Ты без него повесишься через полгода.
    - Ну и пусть.
    - А как вы будете с Дунькой?
    - Она будет со мной.
    - Она будет без отца.
    - Она будет со мной, - повторила Надя, - ясно тебе? И вообще, не суй свой нос туда, куда не надо.
    - Как с Дунькой сидеть, так <Никиток>, а как говорю правду - так <не суй нос>. Ты - сумасшедшая.
    - Сам очень хороший.
    - Мне по долгу велено, я - артист. Артист обязан быть сумасшедшим, иначе он станет дерьмом.
    Никита ушел в ванную, залез под душ и задернулся занавеской. Он плескался и повизгивал тонким голосом.
    - Надька, - крикнул он, - потри спину.
    Надя выключила газ, поставила медную кофейницу на стол и пошла в ванную.
    - Какой долдон вымахал, - сказала Надя, - а вроде вчера я тебя грудного купала.
    - Не подглядывай, - сказал Никита, - я тебя стесняюсь. Слышь, Надьк, а чего ты такая красивая перед разводом стала? Влюбилась? Или страдание делает женщину прекрасной?
    - Страдание. Нагнись ниже.
    - Больно дерешь!
    - Не кричи. У тебя спина грязная.
    - Спина - не душа, прожить и с такой можно. Слушай, а вот для вас имеет значение, какая у мужчины фигура?
    - Конечно.
    - У меня ноги тонкие.
    - Дурашка, - сказала Надя, - это красиво.
    Она села на край ванны и заплакала. Плакала она по-детски: у нее катилось по щекам много слез и сразу же краснел нос.
    - Идиоты, - сказал Никита, - вы идиоты. Выйди, я буду вытираться.
    Степанов сидел возле окна, а Дунечка танцевала посреди комнаты. Она любила танцевать.
    Степанов смотрел на дочь и вспоминал, как семь лет назад в такой же летний день Дунечку привезли из родильного дома.
    Есть разница в том, как относятся к новорожденному мать и отец. Надя подолгу просиживала возле Дунечки - сморщенной, коричневолицей, пищащей хриплым голосишком, - и смотрела на нее с умилением, и находила сходство: <Уши у нее твои, и брови твои, и подбородок твой>. А Степанов смотрел на этот пищащий комочек с осторожным любопытством, не видел никакого сходства, но соглашался с Надей и недоуменно хмыкал: <Моя дочь...>
    Люди - те же позвоночные, только высшая их форма. Волчица облизывает детеныша, подолгу глядит на него, положив длинную морду на толстые лапы, а волк гуляет себе по лесу, мимо слепых волчат проходит равнодушно - не придавить бы, - и только. Волк начинает брать детеныша с собой, когда тот делается постарше и когда мать уже не смотрит на него с такой нежностью, а порой даже прикусит за загривок, если что не так. У зверей младенчество принадлежит матери, зрелость - отцу. У людей - так же.
    - Папочка, - спросила Дуня, - а у вас когда начнется баракоразводный?
    - Что?
    - Так Никита сказал.
    - Не болтай, мать, ерунды...
    - Ну какая ж я тебе мать, - рассудительно сказала Дунечка, - я твоя дочка.
    - Дуньк, скажи <рыба>, - попросил Степанов, закрыв глаза.
    - Рыба.
    - Раньше ты говорила - лыба. Ну-ка, иди, я тебя поцелую.
    - Вы меня всегда целуете, когда ссоритесь.
    - Смотри, какой пух тополиный летает.
    - А зачем он летает?
    - Весна...
    - Пусть бы зимой летал, тогда падать не больно.
    Вошел Никита:
    - Она уже ушла.
    - Пока, Дунечка, Никиту слушаться безо всяких.
    - А со всякими?
    Никита и Степанов посмотрели друг на друга. Степанов поднялся, потянулся, захрустев пальцами, и пошел в суд - разводиться.
    - Дунька, порубать хочешь?
    - Знаешь, как папа говорит? Он говорит: <рубансон-гоглидзе> и <кирневич-валуа>.
    - А что такое <кирневич-валуа>?
    - Очень просто. Это когда в рюмку наливают водку.
    - Ясно. Яичню <рубансон-гоглидзе>?
    - Не хочется.
    - Мало ли что не хочется... Надо. Человек есть то, что он ест. Поняла?
    - Нет.
    - Что нет?
    - Как же он может быть тем, что ест? Ведь человек не еда.
    - Ты у меня Гегель.
    - Ну какой же я Гегель, Никит? - снова рассудительно ответила Дунечка. - Я девочка.
    - Ладно, девочка. Сиди, я пойду глазунью жарить.
    Дунечка осталась в комнате одна. Улыбка сошла с ее лица, и оно вдруг сделалось взрослым и скорбным. Она подошла к окну и стала разглядывать улицу, по которой с ревом проносились расплющенные машины, торопились люди - большеголовые и с коротенькими ножками. А когда к остановке подъехал рычащий автобус и пустил струю дыма, Дунечка сделала шаг от окна - так он был грозен, этот красный автобус, если глядеть сверху.
    Дунечка еще немного поглядела в окно, потом ей это наскучило, и она решила порисовать. Она взяла красный карандаш и нарисовала на оборотной стороне синей тетрадки танцующую женщину с сумочкой в левой руке. Глаза танцовщицам Дунечка рисовала длинные и раскосые, волосы - распущенные, падающие на лоб. Она умела рисовать танцующих женщин: она чувствовала движение и, когда рисовала, делала ногами те самые движения, которые в рисунке повторяли танцовщицы с худыми длинными руками, с сумочками и в шляпках на распущенных волосах.
    Дунечка полюбовалась танцовщицей, немного потанцевала сама, а потом, вздохнув, принялась убирать Никитину кушетку. Движения ее были точны и повторяли движения матери, когда та по утрам убирала кровати.
    Дети точно повторяют движения. Но кто сказал, что они так же точно и цепко не повторяют те слова, которые слышат? Кто сказал, что они не понимают смысл этих слов - тех злых, обидных и горьких слов, без которых вряд ли обходится какая семья?
    <Ты еще маленькая>, <ты этого не понимаешь>. Какая глупость! Плохая память - бич людей. Родители забывают самих себя - семилетних. Вспомните себя в семь лет те, которым сейчас тридцать! Вспомните! Ведь вы все понимали в семь лет - особо остро, может быть, даже точней, чем понимаете сейчас, потому что тогда ваше сознание не было загромождено тем, что ханжи называют <богатым опытом>. Доброта человека должна проверяться его отношением к детям.
    - Дунька, иди сюда! - крикнул из кухни Никита. - Яичня готова.
    - Где у тебя веник?
    - Веник после, сначала калории.
    - А что это - калории?
    - Единицы тепла.
    - Какие единицы? - спросила Дунечка. - Длинные палочки?
    - Разные бывают.
    - Они вроде микробов?
    - Двоюродные братья.
    - Баба говорит, что у микробов есть руки и ноги.
    - А как про мозг? Баба на этот счет данных не имеет?
    - Дурачок ты даже совсем, - сказала Дунечка таким голосом, каким Надя говорила Степанову, когда радовалась чему-нибудь. - Глупенький совсем даже.
    - Ах ты моя душечка! - засмеялся Никита.
    - А знаешь, как мама говорила, когда они ссорились?
    - Знаю...
    - Я тебе сделала сюрприз на букву <у>, Никит...
    - Какой?
    - Уб...
    - Ну, давай, давай... - сказал Никита, глядя в газету.
    - Я так не буду. Ты не со мной говоришь.
    - Дуня, запомни раз и навсегда: газета - это самое массовое оружие.
    - Как сабля?
    - Почти.
    - Убра...
    - Не понимаю.
    - Убрала кровать, дурачок!
    - Ты давай без фамильярности. Я не дурачок, а твой дядька.
    - Ты не говори <дядька>, ты <дядя> говори.
    - Почему?
    - <Дядьки> в магазинах ходят, и <тетки> тоже.
    - Ешь яичню.
    - Не хочется.
    - А зря.
    - Я когда маленькая была, говорила <хочечя>, а не <хочется>.
    - А сейчас ты большая?
    - Конечно. Осенью в школу пойду.
    - Хочется в школу?
    - Что ты... Кому хочется учиться?
    - Евдокия, ты - враг прогресса, - сказал Никита. - Пошли в институт, я драться должен.
    Надя сидела в темном углу, на скамейке, отполированной до зеркального блеска тысячами людей. В судах много темных углов и отполированных скамеек. Степанов гулял в садике, где толпились люди, вызванные на судебные заседания. Люди говорили негромко, но очень оживленно, и все, как один, курили <гвоздики>.
    Один из заседателей задерживался на полчаса, и поэтому начало судебного разбирательства перенесли на одиннадцать. Возле Нади села женщина с грудным ребенком.
    Надя смотрела на спящего мальчика в синей вязаной шапочке и вспоминала, как они тогда жили в деревне. Это было шесть лет назад, когда Дунечке исполнилось полгода. Она часто болела, по ночам просыпалась и кричала - надрывно, на одной ноте. Степанов приезжал поздно, часов до трех сидел за работой на дощатой веранде, дымил, как паровоз, одну сигарету за другой и рисовал на полях синей полотняной бумаги одинаковых бородатых мужчин с капитанскими английскими трубками во рту. Засыпал он поздно, и Надя, чтобы не будить его, ходила с Дунечкой, прижав ее к себе, до тех пор, пока девочка не успокаивалась. Надя укладывала ее в кроватку, а сама садилась к раскрытому окну и смотрела, как желтая луна процарапывалась сквозь заросли кустарников. В одном и том же месте, точно в одно время начинал заходиться соловей. Он был неистов и нежен. Черные сосны разрезали голубое ночное небо, подсвеченное серебряным светом луны. Иногда, если налетал ветер, было слышно, как под горой шумела река на песчаных перекатах. Во всем этом - в Дуне, которая посапывала в своей плетеной кроватке, в том, как что-то бормотал во сне Степанов, в ночи, которая жила тихой, таинственной жизнью, - во всем этом было счастье, и Надя тихонько смеялась и чувствовала, как у нее от этого счастья холодеет кожа и делается шершавой, как бывает, если замерзнешь зимой.
    - У вас муж? - спросила Надю женщина, сидевшая с ребенком.
    - Что? - не поняла Надя.
    - Говорю - у вас муж?
    - У меня развод.
    - А... У меня-то муж тут. Судить будут. Пьяный стекла в магазине побил. Так он хороший у нас, а вот если выпьет - так обязательно разобьет чего-нибудь и куражится. Я ему, дураку, говорила: <Ты лучше меня шугани, и то позора будет меньше>.
    - Да, - сказала Надя, - конечно.
    - А теперь штраф сунут, а мы гардероб хотели. Сейчас хорошие появились... Полированные и с зеркалом, по девяносто семь. Судья-то, говорят, женщина. Это ничего, а если мужик - так тот без жалости. А мой-то - тихий, когда не пьет, ласковый.
    К скамейке подошел здоровенный парень в кепке. Кепка на его проволочных курчавых волосах держалась каким-то чудом, и Наде показалось, что она вот-вот упадет.
    - Пришел, ирод окаянный, - сказала женщина, - глаза б мои на тебя не смотрели, жирафа кучерявая!
    - Ладно... - сказал парень, сморщив лицо, - чего паникуешь...
    - Пускай тебя посадят, паразита, пускай!
    - Ладно, - повторил парень, - чего шумишь... Что в тюрьме, что с тобой - один ляд.
    - У вас спички нет? - спросил Степанова старик в толстых роговых очках.
    - Пожалуйста.
    - Благодарю вас. Вы по делу или слушать?
    - Это как?
    - Любопытствуете или у самого неприятности?
    - А вы?
    - Я, изволите ли видеть, укрепляю институт судебной гласности. Слушаю и реагирую. Судье важно видеть реакцию зала. У нас утеряна прелесть реакции зала на происходящее в судебном заседании.
    - На пенсии?
    - Да.
    - Бывают интересные дела?
    - Неинтересных дел нет. Каждое интересно, только если судья сумеет достигнуть подлеца, вывернуть его, вывернуть.
    Степанов достал блокнот и записал: <Важно суметь вывернуть подлеца>.
    - Не из <вечерки>, случаем?
    - Нет.
    - Скучны у нас судебные отчеты, как морковный пюрей.
    Степанов снова вытащил книжечку и записал: <Старая сволочь, говорит не <пюре>, а <пюрей>.
    - А по прежней профессии вы кто? - спросил Степанов.
    - Повар.
    - Повар?
    - Да, изволите ли видеть. Повар, с вашего позволения. Кормил прежних, а после ублажал вегетарианцев нарпита. Так вы с неприятностями?
    - Папаша, - сказал Степанов, - вам бы лучше на печке со старухой сидеть...
    Повар поднял пегие, торчащие вперед брови и тоскливо ответил:
    - Старуха-то померла. Вот и грущу. А молодую брать - опасно, жилплощадь высудит.
    Степанову стало мучительно стыдно: и за то, что он так грубо сказал старику, и за то, что в своей книжечке написал <старая сволочь>.
    <Скорее-то сволочь - я, - отметил он про себя, - и не старая. А это значительно хуже>.
    В институте было полно студентов. На первом этаже метались <режиссеры> - сегодня они сдавали мастеру этюды. На втором этаже в комнате номер 13 сидел Немировский - преподаватель по классу фехтования и сценического боя. По коридору, мимо комнаты 13, ходили актеры второго курса и зубрили диамат.
    - Сиди здесь, - сказал Никита Дунечке, - вот на этом стуле, и никуда не уходи.
    - Нет, - ответила Дунечка, - мне страшно одной. Они вон какие волосатые.
    - Это студенты. Перед экзаменами не стригутся, поняла? Сиди тут и не рыпайся.
    Никита пошел к двери. Дунечка, побледнев от волнения, пошла за ним следом.
    - Дуня, - сказал Никита, - я что сказал?
На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 След.
Страница 1 из 8
Часовой пояс: GMT + 4
Мобильный портал, Profi © 2005-2023
Время генерации страницы: 0.063 сек
Общая загрузка процессора: 59%
SQL-запросов: 2
Rambler's Top100