ПравилаРегистрацияВход
НАВИГАЦИЯ

Ислам-спасение и милость Аллаhа!

Модератор: Lorian
Куратор темы: Альтаир
Список форумов » РелигияНа страницу  1, 2, 3 ... 136, 137, 138 ... 302, 303, 304 
АВТОРСООБЩЕНИЕ
Sayf
Avatar
Имя: Абу Абдиллагь
Сейчас нет на сайте
Репутация: 0
Регистрация: 25.05.2009
Всего сообщений: 591
Откуда: Махачкала
18 августа 2009, 09:39
Шафии Мухаммалд ибн Идрис (150/767-204/820) - выдающийся правовед. Родился в Газе (Палестина), родословная восходит к племени Курайш. Потерял отца в младенчестве и рос в нужде. Стал изучать Коран и хадисы, переехал в Мекку, обучался у известных специалистов, стал свидетелем бурных дебатов между представителями суннитской ортодоксии с защитниками других течений, что значительно расширило его кругозор.
По словам современников, отличался высочайшими моральными качествами, богобоязненностью, великолепной памятью, логикой, ораторскими способностями. Уже в 20 лет обладал такими глубокими познаниями, что мог выдавать фетвы и передавать хадисы. В Медине брал уроки у Малика ибн Анаса, изучал маликитский (хиджазский) фикх, а также тонкости арабского языка у носителей диалектов.
Исполнял обязанности кади (судьи) в Наджране, прославился справедливостью в разборе дел, пользовался покровительством наместника (вали). При смене местной власти был обвинен в связи с Алидами, находившимися в оппозиции к `Аббасидам. По сфабрикованному обвинению был арестован и в 184 г. х. в кандалах отправлен в Багдад к халифу Харуну ар-Рашиду, но благодаря заступничеству аш-Шейбани, верховного судьи Багдада, был освобожден и стал гостем и учеником аш-Шейбани, изучил у него ханафитский (иракский) фикх.
Через 2 года переехал в Мекку. Будучи знатоком маликитского и ханафитского права, использовал положения обоих школ и пытался максимально сблизить их положения при разработке собственной методики. Анализу положений мазхабов посвящены труды «Хулафу'ль-Малик» и «Хулафу'ль-Иракиййин».
Затем сформулировал методологию и разработал принципы вынесения правовых предписаний (истинбат), которые получили название Усуль аль-фикх, и давал фетвы только на их основании. В Медине начал преподавательскую деятельность.
В 195 г. х. вернулся в Багдад. Развил постулаты своей правовой школы, приобрел учеников, среди которых были Ахмад ибн Ханбал и Исхак ибн Рабия. Абу аль-Хасан ас-Саббах Зафарани записал его главное сочинение по основам фикха «Китаб аль-Умм». Скончался в возрасте 54 лет в Египте.
Sayf
Avatar
Имя: Абу Абдиллагь
Сейчас нет на сайте
Репутация: 0
Регистрация: 25.05.2009
Всего сообщений: 591
Откуда: Махачкала
18 августа 2009, 09:44
Ханафитский мазхаб. Эпоним - Абу Ханифа, разработавший методологические основы мусульманского правоведения. Его метод вынесения правовых предписаний был основан на следующих источниках:
1. Коран;
2. Сунна (при тщательном отборе хадисов);
3. высказывания сподвижников (сахабов) Пророка Мухаммада (мир ему); утверждения таби`унов (следующее поколение за сахабами) не равны высказываниям сподвижников, так как они непосредственно не общались с Посланником Аллаха (мир ему).
4. кыяс (суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Откровении; сопоставление правовой проблемы с уже решенной);
5. истихсан (предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации решения);
6. иджма (единое мнение богословов);
7. ?урф (традиционно распространенные мнения).
Почти все наследие Абу Ханифы было передано им в устной форме ученикам, которые зафиксировали и систематизировали положения его мазхаба. В сохранении, систематизации и распространении школы Абу Ханифы выдающуюся роль сыграли сахибайн («два ученика») - Абу Йусуф и Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани.
Один из методов вынесения правовых решений в ханафитском мазхабе - четкая иерархия вердиктов авторитетов школы (Абу Ханифа; Абу Йусуф; аш-Шейбани; другие). Если по какой-либо проблеме возможно применение как кыяса, так и истихсана, то в большинстве случаев приоритет отдается истихсану.
В случае необходимости выбора из имеющихся различающихся предписаний приоритет отдается наиболее убедительному или мнению большинства. Слабые и сомнительные хадисы используются в качестве аргумента лишь в исключительных случаях. В основном отдается предпочтение над ними истихсану.
Благодаря усилиям учеников Абу Ханифы его мазхаб стал всеобъемлющей школой мусульманского права, способной решить практически все проблемы фикха. Ханафитская школа поощрялась Аббасидами, заинтересованными в правовой основе государства.
Абу Йусуф был поставлен халифом Харуном ар-Рашидом верховным судьей (кадием) Багдада и сам назначал судей в провинции, отдавая предпочтение представителям своего мазхаба, и тем самым способствуя его распространению. В Османской и могольской империи ханафитский мазхаб получил государственный статус. Большинство современных мусульман - последователи именно этого правого толка.
Sayf
Avatar
Имя: Абу Абдиллагь
Сейчас нет на сайте
Репутация: 0
Регистрация: 25.05.2009
Всего сообщений: 591
Откуда: Махачкала
18 августа 2009, 09:45
Абу Ханифа (80/699-150/767) -выдающийся мыслитель, мухаддис (хадисовед) и правовед. Полное имя Ан-Ну`ман ибн Сабит аль-Куфи, известен также как Имам А`зам. Родился в Куфе в семье богатого торговца щелком. Получил блестящее общее и богословское образование; согласно некоторым источникам, в юности встречался и слушал последних сподвижников Пророка (мир ему), за что некоторые ученые относят его к поколению последователей (таби`ун).
В 22 года стал учеником выдающегося иракского богослова Хаммада ибн Аби Сулаймана, в кружке которого провел 18 лет, а затем 10 лет возглавлял последний, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры. В 747-748 г. находился в Мекке, спасаясь от преследований Ибн Хубайры, наместника Ирака.
После утверждения `Аббасидов вернулся в Ирак. Отказался от предложенных халифом Мансуром должностей, был заточен в тюрьму и даже высечен, несмотря на возраст и положение. Вскоре после этого скончался.
Автор первого сочинения по исламской догматике «Аль-Фикх аль-Акбар», где сформулированы основные положения суннитского вероучения о Единобожии, атрибутах Аллаха, о Коране как Слове Божьем, о всемогуществе Аллаха, свободе воли, пророческом достоинстве, предопределении и т. п. Составил небольшой сборник хадисов (муснад).
Кроме того, Абу Ханифе принадлежит важная роль в развенчании самых разных ересей, охвативших исламский мир в его время. При этом он сумел найти каноническое обоснование необходимости общемусульманского единства и конструктивного сотрудничества.
Абу Ханифа внес огромный вклад в развитие Ислама в целом, а не только шариатского права. Он заложил инструментарий решения самых разных проблем.
При выведении правовых решений опирался, прежде всего, на Коран, потом на достоверную Сунну Пророка (мир ему) и его сподвижников (при тщательном анализе текстов на предмет достоверности); в случае если не находил в них решения, выводил решение на основе рационального суждения по аналогии (кыяс). При выборе между слабым хадисом и кыясом или истихсаном отдавал предпочтение последним двум.
Абу Ханифа был очень скромным набожным человеком. Отличался гибкостью ума, трезвой рассудительностью и проницательнностью. Его деятельность дала важнейший толчок развитию мусульманского права и науке о вероучении Ислама.
Sayf
Avatar
Имя: Абу Абдиллагь
Сейчас нет на сайте
Репутация: 0
Регистрация: 25.05.2009
Всего сообщений: 591
Откуда: Махачкала
18 августа 2009, 09:46
Маликитский мазхаб. Эпоним -Малик ибн Анас. Для вынесения правовых предписаний и суждений Имам Малик опирался на следующие источники:
1. Коран, прежде всего очевидные и недвусмысленные аяты (нассы).
2. Сунна. Ибн Анас считал, что Сунной являются поступки, речения, качества и одобрения Пророка Мухаммада (мир ему), правовые предписания (фетвы) его сподвижников, а также «деяния мединцев». Опирался, прежде всего, на хадисы мутаватир (высшая степень достоверности) и машхур (общеизвестные), но признавал и хадисы от единичных передатчиков (ахад), если они не противоречили нассам Корана и хадисам-мутаватир и машхур. Отсюда следует, что Ибн Анас наряду с устоявшейся традицией применял методы суждения (ра?й).
3. «Деяния мединцев», т. е. устоявшуюся после Пророка (мир ему) в среде населения Медины традицию, если нет оснований подвергнуть ее сомнению. Считал этот источник более надежным, чем хадисы-ахад: «Информация, переданная тысячами людей тысячам своих потомков, предпочтительнее, чем информация, переданная одним или несколькими людьми».
4. Фетвы сподвижников. Есть данные о том, что Ибн Анас считал источником для решения правовых вопросов и фетвы некоторых выдающихся табиунов, но не приравнивал их к хадисам Пророка (мир ему) и принимал, если они не противоречили «деяниям мединцев».
5. Кыяс, истислах. Истихсан он понимал по-своему, считая, что если по какой-то проблеме нет ясности (насс) в Откровении, то необходимо применить предпочтительное решение проблемы независимо от того, имеется возможность кыяса (суждения по аналогии) или нет. Это он назвал истислахом.
6. Садду аз-Зарайи - какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред. Согласно Ибн Анасу, то, что может привести к греху, греховно и запретно, а то, что может привести к добру, -поощряемо.
Ученики Малика ибн Анаса продолжили его дело и положили начало формированию мазхаба. Маликитский правовой толк распространился во многих странах. В самой Медине, а также Хиджазе этот мазхаба, правда, не обрел популярности, но нашел многочисленных последователей на западе мусульманского мира, в Северной Африке и мусульманской Испании.
В маликитской мазхабе имеются различные предписания по правовым проблемам, поэтому его муфтии выдают фетвы на основании наиболее популярного мнения, которое поддерживается маликитскими улемами. Если муфтий затрудняется дать предпочтение какому-то решению из большого количества предписаний, то, по мнению шейха Алиша (ум. в 1299), он должен выбрать наиболее категоричный вариант; другие маликиты считают, что в этом случае муфтий должен выбрать наиболее легкий вариант, так как Пророк Мухаммад (мир ему) всегда предпочитал легкость в религии.
В маликитской мазхабе существует своеобразная иерархия предпочтений: правовые решения и мнения Малика ибн Анаса более предпочтительны, чем мнения Ибн Касима, но мнение Ибн Касима предпочтительнее, чем мнение других маликитских классиков.
Sayf
Avatar
Имя: Абу Абдиллагь
Сейчас нет на сайте
Репутация: 0
Регистрация: 25.05.2009
Всего сообщений: 591
Откуда: Махачкала
18 августа 2009, 09:48
Малик ибн Анас (93/712-179/796) - выдающийся правовед. Родился в Медине; предки были родом из Йемена и занимались торговлей. В семье было много знатоков хадисов и коранических наук, у которых Малик обучался с раннего детства. Одним из учителей будущего Имама был его родной дядя Абу Сухайль. 13 лет обучался у известного ученого Ибн Хурмуза.
Изучал все аспекты исламских наук и все учения, считая широкий кругозор необходимым условием для объективного постижения наук. Тщательно изучал учения различных философских школ.
Малик был не только выдающимся знатоком хадисов и фетв сподвижников, но и систематизатором этого наследия. Особое внимание уделял подбору и классификации хадисов, установлению личности их передатчиков (равиев) и их надежности. Посещал собрания Джафара ас-Садика - правнука Пророка (мир ему).
Ибн Анас стремился к разработке правовых методов для вынесения фетв, основанных на независимом мнении правоведа (ра'й), развивал правоведение и сочетал традиционные методы с новыми. Долгие годы преподавал хадисоведение и право в Мечети Пророка (мир ему) в Медине. Занимался проблемами доктринального, вероучительного характера, которые рассматривал с позиции суннизма.
Среди отличительных качеств Малика была почти феноменальная память, но даже на пике популярности он не стеснялся публично заявлять о том, что чего-то не знает. Он также является автором сборника хадисов «аль-Муватта», где впервые записал хадисы и сделал первую попытку их систематизации, а также отразил правовые аспекты проблем, на основании которых выдавал фетвы, выделив «деяния мединцев», мнения табиунов и т. д. Малику приписываются несколько сочинений по вероучительным и правовым проблемам.
О Малике много писали ученики, в т. ч. `Абдуллах ибн Вахб (ум. в 197 г.), автор «Аль-Муджасалат», где раскрыт образ имама, приведены примеры его высоких моральных качеств, собраны хадисы от него.
В сфере политики Ибн Анас считал идеальным правление праведных халифов (да будет доволен ими Аллах). Решительно отвергал шиитскую концепцию о верховной власти, наследуемой только потомками Али ибн Абу Талиба.
Sayf
Avatar
Имя: Абу Абдиллагь
Сейчас нет на сайте
Репутация: 0
Регистрация: 25.05.2009
Всего сообщений: 591
Откуда: Махачкала
18 августа 2009, 09:48
Ханбалитский мазхаб. Эпоним -Ахмад ибн Ханбаль. В методологии вынесения правовых предписаний Имам Ахмад фактически отдавал предпочтение хадисному материалу. Считал хадисы тафсиром (толкованием) Корана. При отборе хадисов решающее значение отводил иснаду, цепочке передатчиков, восходящей непосредственно к Пророку (мир ему); если 2 хадиса противоречили друг другу, сверял их с другими достоверными (сахих) хадисами.
Правовой метод Ахмада ибн Ханбаля основывался на следующих источниках:
1. нассы (Коран и Сунна -рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение);
2. фетвы сподвижников Пророка (мир ему);
3. мнение сподвижников. В случае различия во мнениях необходимо ссылаться на наиболее близкие прямым указаниям Корана и Сунны;
4. Хадисы-мурсал и хадисы-да`иф. Ибн Ханбал допускал использование хадисов, в иснаде которых неизвестны передававшие их сподвижники (мурсал), и ссылку на слабые хадисы (да`иф), если не доказана их подложность;
5. кыяс (метод аналогии решения проблемы с уже решенными на основании доводов Откровения) и истислах.
6. иджма` (единое мнение различных поколений правоведов);
7. истисхаб (временность действия любой фетвы до предъявления новых доказательств).
В ханбалитском мазхабе существует несколько направлений, опирающихся на различные мнения сахабов и таби`унов, сомнения и разночтения в фетвах самого Ибн Ханбаля, различия в передаче его выводов.
Этот мазхаб никогда не признавал закрытия «врат иджтихада», выступает за продолжение исследований по любым религиозно-правовым вопросам без исключения и настаивает на необходимости наличия муджтахида, наделенного полномочиями вынесения независимых суждений по любым вопросам. (Другие мазхабы на определенном этапы сошлись на том, что необходимо закрыть «врата иджтихада» в тех вопросах фикха, которые подробно разобраны еще основателями мазхабов и их учениками, не имея в виду при этом вновь возникающие проблемы, которым должна быть дана правовая оценка).
Несмотря на фундаментальную теоретическую основу, признание иджтихада открытым и др., ханбалитский мазхаб не получил особого распространения. Он появился позже других мазхабов и в некоторых моментах отличается косностью и излишней приверженностью букве (в том числе хадисов-даиф). Сейчас ханбалиты доминируют только в Саудовской Аравии, во многих регионах их вообще нет.
Sayf
Avatar
Имя: Абу Абдиллагь
Сейчас нет на сайте
Репутация: 0
Регистрация: 25.05.2009
Всего сообщений: 591
Откуда: Махачкала
18 августа 2009, 09:49
Ахмад ибн Ханбаль (164/778-241/855) - выдающийся мыслитель и правовед. Родился в Багдаде. Лишившись отца, рос под опекой дяди. С ранних лет изучал Коран, хадисы, предания о сподвижниках и таби`унах, овладел грамматическими тонкостями арабского языка.
Особое внимание уделял хадисам и праву, учился у кади Абу Йусуфа, путешествовал для встреч с передатчиками (равиями) и знатоками хадисов. В «Муснад» собрал более 30 тыс. хадисов.
В возрасте ок. 40 лет сам стал передатчиком хадисов и начал давать фетвы. Одновременно снискал известность как преподаватель хадисоведения и права.
Категорически выступил против официального навязывания догмата о сотворенности Корана. Был репрессирован халифами аль-Мамуном, аль-Мутасимом и аль-Васиком, поддерживавшими му`тазилитов; провел в заключении в общей сложности 7 лет. Его борьба окончилась победой суннитской идеологии при халифе аль-Мутаваккиле.
Убеждения Имама Ахмада соответствовали принципам суннизма. По всем основополагающим вопросам религии он ссылался только на ясные доводы Откровения, высказывания и поступки «праведных предков» (ас-салаф ас-салихин).
Был очень скромным и набожным, отличался высочайшими моральными качествами. Отказывался занимать придворные должности, никогда не стремился заслужить благосклонность властей, но не призывал также к непокорности и выступал сторонником политической терпимости. Не поощрял нечестивую власть, но считал возможным сотрудничество с ней в добрых начинаниях при условии соблюдения норм Ислама.
Sayf
Avatar
Имя: Абу Абдиллагь
Сейчас нет на сайте
Репутация: 0
Регистрация: 25.05.2009
Всего сообщений: 591
Откуда: Махачкала
18 августа 2009, 09:52
Мазхаб - правовое учение
Ислам - это религия для всего человечества, и он учитывает то, что все люди разные, имеют разный менталитет, акценты в разных сферах жизни, у людей разные характеры, умственные, физические способности. Учитывая все эти факторы, выполнение одних предписаний выдвинулось как фундаментальное, неизменное, и эти предписания имеют только один способ выполнения, другие же могли иметь несколько способов.
Шариат требует от человека, выполнения предписаний в любом случае, предлагая ему разные способы. Эти способы имеют свои границы, и человек не может их переступать. Здесь Шариат учитывает особенности каждого человека. Таким образом, каждый человек может выполнять свои религиозные обязанности в соответствии со своими возможностями, т.к. Всевышний Аллах не возлагает на наши плечи того, что мы не в состоянии выполнить. Это с одной стороны. С другой же, у человека как бы исключается возможность предъявлять причины для невыполнения предписания. "Можешь - делай сложней, а не можешь - делай проще, но делай".
Такая гибкость Шариата дает человеку спокойствие и уверенность в правильности выполнения предписаний. И именно такое положение дел придает нашей религии универсальный характер, позволяя ей существовать и развиваться в любых условиях и оставаться открытой для каждого человека на Земле.
Вот какое определение дает энциклопедический словарь по исламу термину "мазхaб": это технический термин, широко используемый во всех областях ислама - в богословии, фикхе, хадисах, философии, суфизме. В специальном и наиболее устоявшемся значении мазхаб -это правовая школа, толк.
Мазхаб - это правовое течение в исламе. В раннем исламе мазхабом называли различные правовые учения. В первые века распространения ислама существовало более 10-ти мазхабов. Многие из них перестали существовать и развиваться из-за того, что их учения не были завершены и находились на стадии разработки. Также не нашлось людей, которые продолжили бы разработку и упорядочивание этих мазхабов. По мере их растворения и с канонизацией суннитского фикха мазхабом стали называть, прежде всего, четыре основные правовые школы.
Они очень авторитетны, популярны и распространены по всему миру. Они полностью разработаны и закончены, то есть, мнения ученых, разрабатывавших эти мазхабы, охватывают все возможные стороны жизни мусульманского общества. И любой интересующийся может найти четкий, обоснованный ответ на практически любой вопрос.
Sayf
Avatar
Имя: Абу Абдиллагь
Сейчас нет на сайте
Репутация: 0
Регистрация: 25.05.2009
Всего сообщений: 591
Откуда: Махачкала
18 августа 2009, 09:55
Естественно, далеко не каждый имеет право выносить самостоятельное решение по важным вопросам фикха. Здесь в целом умму можно разделить на две категории: муджтахидов и мукаллитов, т.е. соответственно имеющих и не имеющих право выносить самостоятельные решения по вопросам фикха. Для того чтобы оценить, насколько высоко мнение каждого из основателей мазхабов, мы должны понять, кто такие муджтахиды.
Муджтахид - ученый, имеющий право выносить решения по важным вопросам фикха (фикх (глубокое понимание, знание) -исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле)). По традиции, муджтахидами считаются все сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение) и их ближайшие последователи, через которых последующие поколения получали правовые знания, а также факихи первых веков ислама, сыгравшие важную роль в формировании наук шариата. Начиная со второй половины восьмого века, муджтахидами стали называть основателей правовых школ-мазхабов и их последователей, разрабатывавших их методы.
В соответствии с уровнем богословско-правового авторитета различались муджтахиды трех степеней.
Факих, претендующий на степень муджтахида, должен в совершенстве владеть всем правовым комплексом с его вариантами по мазхабам и доказать свою авторитетность перед другими муджтахидами на диспутах и в публичных выступлениях. Кроме того, муджтахид должен в совершенстве владеть арабским языком, знать наизусть Коран и его тафсир, знать не менее трех тысяч хадисов с полным комментарием. Он должен вести строгую и благочестивую жизнь.
Даже в первые века ислама факихи достигали первой и второй степени иджтихада очень редко. Чаще это признавалось за ними посмертно. Последними суннитскими муджтахидами высших степеней признаются основатели мазхабов. В наше время очень редко выдающиеся ученые признаются муджтахидами третьей степени.
Значит муджтахид - это человек, имеющий достаточно знаний для того, чтобы понимать и толковать источники шариата, и ему не положено придерживаться какого-либо мазхаба. Если же человек - мукаллит (не имеющий достаточных знаний), то он обязан следовать мнению одного из муджтахидов.
Sayf
Avatar
Имя: Абу Абдиллагь
Сейчас нет на сайте
Репутация: 0
Регистрация: 25.05.2009
Всего сообщений: 591
Откуда: Махачкала
18 августа 2009, 09:57
Теперь давайте вкратце рассмотрим существующие мазхабы. Как уже было сказано, в силу объективных и субъективных причин образовалось четыре официально признанные правовые школы - четыре мазхаба. Каждый мазхаб носит имя своего основателя. В данной статье мы не будем детально рассматривать жизнь этих великих людей, внесших колоссальный труд для развития ислама и мусульман. Их биографии требуют отдельной темы, мы же ограничимся некоторыми фактами, касающимися мазхабов.
Основателем первого мазхаба является Абу Ханифа б. Нуман б. Саббит аль-имам аль-азам. Годы жизни (699 - 767). Этот мазхаб возник в восьмом веке в г. Куфа (Ирак). Абу Ханифа считается первым, кто начал разрабатывать методику использования рационалистических принципов суждения по аналогии (кийас) и предпочтения (истихсан) при решении правовых вопросов. Он обосновал возможность использования норм обычая (урф) как одного из источников права. Основными источниками права, конечно же, являются Коран и Сунна, так же использовалось согласованное мнение (ал-иджма). Последователей мазхаба называют ханафиййа или ханафиты.
Основатель второго мазхаба -Малик б. Анас Аль-Асбахи (713-795). Этот мазхаб возник в Медине, быстро распространился в Аравии, затем в Египте, Северной Африке, Андалусии. Последователи мазхаба называются маликиййя или маликиты.
Основатель третьего мазхаба - аш-Шафии, абу Абдаллах Мухаммад б, Идрис (767 - 820), ученик Малика б. Анаса. Этот мазхаб сложился под влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности. Последователи этого мазхаба называются шафиййа или шафииты.
Четвертый мазхаб основал Ахмад б. Ханбал, Абу Абдаллах (780 - 855). Последователи называются Ал-Ханабила иди ханбалиты.
Список форумов » РелигияНа страницу Пред. 1, 2, 3 ... 136, 137, 138 ... 302, 303, 304 След.
 
стр.  
Страница 137 из 304
Часовой пояс: GMT + 4
Мобильный портал, Profi © 2005-2016
Время генерации страницы: 0.045 сек
Общая загрузка процессора: 4%
SQL-запросов: 5
Rambler's Top100